О знании, которое не приносит пользы
Каждый день человек испытывается – забудет он Аллаха или нет, поблагодарит Аллаха или нет, если получит какие-то материальные блага, к примеру? Если получим зарплату, будем мы благодарить Аллаха, что Он нам дает пропитание или начнемдумать о том, что мы сможем на эти деньги купить? Ибо все в этом мире только от Аллаха, ни одно творение не может принести пользу другому творению – ля хаулява лякувватаиллябиЛлях. У творения нет силы над другими творениями. Помним мы об этом или нет?
Будем ли мы также помнить об Аллахе, если мы будем погружены в бессмысленные вопросы – есть ли далиль то или иное действие в намазе (почему нужно именно так руки складывать или поднимать их), какой иснад у этого хадиса и прочее? Хотя на самом деле у нас даже права никакого нет, чтобы заниматься такими вещами. У нас нет достаточных знаний для этого, поэтому каждое слово на эту тему для нас будет лишним грехом.
Будем мы помнить в это время об Аллахе? Вряд ли, наш нафс будет нас подталкивать к спору, будет говорить нам: «что же ты не защищаешь свое мнение, его нужно обязательно отстоять, докажи, что ты умный, что ты больше знаешь».
Но ведь когда мы умрем, насне спросят – знал ли мыдалиль на то, как нужно руки держать в намазе, нас спросят – кто твой Господь, какая твоя религия, кто был к вам послан как пророк? В этих вещах – в основах вероубеждения – нужно проявлять принципиальность.А во второстепенных вопросах можно вполне положиться на ученых – наши имамы, Абу Ханифа или имам Шафии – они лучше знали, мы им доверяем в этих вопросах.
Имам Газали в книге «Ихья» приводит такой хадис, где наш Пророк, мир ему, говорит: «я прибегаю к защите Аллаха от знаний, которые не приносят пользы». Мы должны остерегаться лезть в те науки, до которых мы еще не доросли. Если хочешь изучать хадисы, то начни с самого начала - изучи сначала арабский язык, его грамматику, толкование Корана, фикх, акыду. Нет проблем - если хочешь учиться, в Исламе никому не запрещено получать знания. Но для всего нужно иметь подготовку. Определять степень достоверности хадисов – это вершина знаний, вершина всех наук, так что прежде, чем приступать к ней, нужно пройти очень серьезную подготовку.