Две крайности в отношениях с заблудшими
В отношении сект, заблудших течений, есть две крайности у мусульман. Одна крайность – это крайность такфира, такие люди любого человека, который имеет иное мнение, сразу готовы называть кафиром, чуть человек скажет что-то не так, все – ты заблудший, ты кафир, ты искажаешь религию, ты вечно будешь в Аду. Это неправильная позиция. Ученые говорят, что все течения, которые есть в рамках Ислама, они в основе мусульмане. Да, они заблудшие, грешники, но в основе они мусульмане. Пока они не будут отрицать вещи, очевидные из религии, как обязательность намаза, поста, закята, хаджа, веру в ангелов или пророков. Если мы возьмем любую секту – то кто из них эти вещи отрицает? Эти вещи признают все мусульмане, кроме каких-то явно уклонившихся от истины, которых в наши дни почти что не осталось. Это одна крайность.
Есть другая крайность, когда говорится, что мусульмане все братья, мы все должны быть едины, мы должны любить друг друга, эти различия не имеют значения. Так ли это? Если человек искажает то, с чем пришел Пророк, алейхи с-саляту ва с-салям, как ты можешь любить его, стремиться к единству с ним? Ведь все бида’атчики – мутазилия, шиа, в наши дни хавариджи (ваххабиты), они же что делают – они искажают наследие Пророка, алейхи с-саляту ва-с-салям. А ты говоришь, что давайте с ними обниматься, дружить, жить в мире, они же наши братья, между нами нет различия и так далее. Это другая крайность. Если этому человеку скажут, что кто-то – вот этот бидаатчик, с которым ты призываешь дружить – плохо говорит о твоей маме, какие-то грязные, непристойные вещи, то такой человек сразу разозлится, пойдет устраивать какие-то разборки. Почему – потому что он любит свою маму, ему неприятно, если кто-то будет про нее говорить что-то плохое. А если кто-то искажает религию Пророка, алейхи с-саляту ва с-салям, почему тебя это не трогает?
Вот такие две крайности есть – когда чуть что, сразу такфир, и другая – когда люди пытаются не замечать эти течения, заблуждения. Это очень важный момент. Наши праведные предки больше писали книг против заблудших, чем против кафиров – христиан, иудеев. Если мы возьмем имама Ахмада или имама Шафии и их учеников и посмотрим, против кого они писали книги – против заблудших сект. Сколько написано книг против неверующих – едва ли пару книг найдем, а все остальное написано против заблудших.
Если нас не будет трогать, что кто-то искажает религию - то, с чем пришел Пророк, алейхи с-саляту ва-с-салям, это значит, что у нас нет любви к нему, к его религии. Поэтому наличие бида’а, ересей, это должно нас задевать, что люди искажают акыду, вероубеждение имамов Ахлю-с-Сунна, это должно трогать наше сердце. Но это не должно переходить границы – нельзя обвинять этих людей в неверии, причинять им какой-то физический вред. Но если в твоем сердце есть любовь к такому человеку, это может означать, что ты недостаточно любишь Пророка, алейхи с-саляту ва ссалям. Поэтому имамы, праведные предки, старались обходить этих людей, не слушать того, что они говорят, так они боялись нарушить адаб к Пророку, алейхи с-саляту ва-с-салям, и усомниться в каких-то основах религии.