Разрешено ли употреблять в пищу конину?
Фото: Wavebreakmedia/elements.envato.com
بسم الله الرحمن الرحيم
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْ لَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
Вопрос: Разрешено ли употреблять в пищу конину? Просто я слышал, что по ханафитскому мазхабу нельзя есть мясо лошади и каково на самом деле мнение самого Абу Ханифы (рахматуллахи ‘аляйхи) в этом вопросе?
Ответ: Конину (мясо лошади) разрешается употреблять в пищу в соответствии с ханафитским мазхабом, данное действие не порицается и не является греховным. В книге «ад-Дурруль мухтар» Ибн 'Абидина (рахматуллахи ‘аляйхи) приводятся слова о том, что имам А'зам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи) за три дня до собственной смерти отказался от своего мнения о запретности конины в пользу дозволенности лошадиного мяса. О дозволенности конины также сообщили «имамейн» - два самых великих ученика имама А'зама – Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани (рахматуллахи ‘аляйхима).
Лошадь является почитаемым животным в Исламе, о котором сказано в Коране и многочисленных изречениях Пророка Мухаммада ﷺ.
Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит:
وَالْعَادِيَاتِ ضَبْحًا فَالْمُورِيَاتِ قَدْحًا
«Клянусь конями скачущими задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «аль-'Адият», аят 1-2)
وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً ۚ وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете» (сура «ан-Нахль», аят 8).
Посланника Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ لَمْ يَعْرِفْ حُرْمَةَ فرس الغازي، فيه شُعْبَةٌ مِنَ النِّفَاقِ
«Тот, кто не проявляет уважения к лошади, участвующей в бою, в том есть доля лицемерия».
Рассмотрим доводы стороны, которая утверждает, что употребление конины запретно или является нежелательным действием.
В риваяте, переданном от Халида ибн Валида (радыяллаху 'анху),
حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ شَبِيبٍ، وَحَيْوَةُ بْنُ شُرَيْحٍ الْحِمْصِيُّ، قَالَ حَيْوَةُ: حَدَّثَنَا بَقِيَّةُ، عَنْ ثَوْرِ بْنِ يَزِيدَ، عَنْ صَالِحِ بْنِ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِي كَرِبَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «نَهَى عَنْ أَكْلِ لُحُومِ الْخَيْلِ، وَالْبِغَالِ، وَالْحَمِيرِ
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ запретил употребление в пищу мяса лошади, осла и мула (ан-Насаи 3790).
عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ , أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «نَهَى يَوْمَ خَيْبَرَ عَنْ أَكْلِ لُحُومِ الْخَيْلِ وَالْبِغَالِ وَالْحُمُرِ وَكُلِّ ذِي نَابٍ مِنَ السُّبُعِ , أَوْ مِخْلَبٍ مِنَ الطَّيْرِ
Так же в риваяте, переданном Даракутни, от Халида ибн Валида (радыяллаху 'анху), сообщается о том, что в день битвы при Хайбаре, Посланник Аллаха ﷺ запретил, есть мясо лошадей.
В риваяте, переданном от Ибн 'Аббаса (радыяллаху 'анхума) сообщается, что употребление в пищу мяса лошади, является макрухом , при этом он читал аят: «Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом» .
Из вышеприведенных хадисов, мы видим, что у сторонников мнения, что конина запрещена или ее употребление является нежелательным есть собственная доказательная база.
А теперь приведем доказательства тех, кто утверждает, что мясо лошадей дозволено для пищи.
От Джабира ибн 'Абдуллаха (радыяллаху 'анху) сообщается, что во времена посланника Аллаха ﷺ мясо лошади употреблялось в пищу . Асма бин Абу Бакр (радыяллаху 'анха) в одном из риваятов так же говорит о том, что во времена Посланника Аллаха ﷺ люди резали лошадей, и ели их мясо .
قَالَ أَبُو دَاوُدَ: «لَا بَأْسَ بِلُحُومِ الْخَيْلِ، وَلَيْسَ الْعَمَلُ عَلَيْهِ»، قَالَ أَبُو دَاوُدَ: " وَهَذَا مَنْسُوخٌ قَدْ أَكَلَ لُحُومَ الْخَيْلِ جَمَاعَةٌ مَنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْهُمْ:ابْنُ الزُّبَيْرِ، وَفَضَالَةُ بْنُ عُبَيْدٍ، وَأَنَسُ بْنُ مَالِكٍ، وَأَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ، وسُوَيْدُ بْنُ غَفَلَةَ، وَعَلْقَمَةُ، وَكَانَتْ قُرَيْشٌ فِي عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَذْبَحُهَا
Имам Абу Дауд (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит: «Не порицается употреблять мясо лошади, но люди не следуют этому. Мясо кобылы ели большое количество сахабов, такие как ибн Зубайр, Фадаляту ибн ‘Убайд, Анас бин Малик, Асма бинта Аби Бакр, Сувайд бин Гафлята, ‘Алькама (радыяллаху ‘анхум), а также курайшиты, во времена Пророка ﷺ резали лошадей».
Имеющиеся разногласия среди ученых были связаны с взаимоисключающим смыслом некоторых хадисов, а так же с разницей метода (усуля), в соответствии с которой имамы муджтахиды принимали или не принимали тот или иной риваят в качестве доказательства.
Изначально позицию о запрещенности употребления в пищу мясо лошадей придерживался и Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи). Однако как указывается в книге «ад-Дурруль мухтар» ибн 'Абидина (рахматуллахи ‘аляйхи),
وَقِيلَ إنَّ أَبَا حَنِيفَةَ رَجَعَ عَنْ حُرْمَتِهِ قَبْلَ مَوْتِهِ بِثَلَاثَةِ أَيَّامٍ وَعَلَيْهِ الْفَتْوَى عِمَادِيَّةٌ وَلَا بَأْسَ بِلَبَنِهَا عَلَى الْأَوْجَهِ
что за три дня до собственной смерти имам А'зам (рахматуллахи ‘аляйхи) отказался от своего мнения о запретности конины в пользу дозволенности лошадиного мяса.
Мнения о дозволенности употребления конины придерживались и два выдающихся ученика Абу Ханифы – имам Абу Юсуф и имам Мухаммад Шайбани (рахматуллахи ‘аляйхима).
Лидер ханафитов Египта, великий правовед и хадисовед, автор известнейшего труда «акыда ат-Тахавия» имам Тахави (рахматуллахи ‘аляйхи) в своей известной книге шарху Ма'аниль-Асар пишет: «Внешне, может показаться, что между мясом домашнего осла и лошади, не существует никакой разницы. Однако необходимо принимать во внимание риваяты, касающиеся данного вопроса, и указывающие на то, что мясо лошади является мубахом. Особенно важным является момент, на который обращается внимание в хадисе Джабира (радыяллаху 'анху), где мясо осла отделяется от мяса лошади, и в котором ослиное мясо называется харамом, а мясо лошади халялем. Имамайн (имам Абу Юсуф и имам Мухаммад) высказали мнение о разрешенности лошадиного мяса, так как имеющиеся по этому поводу риваяты, достигли степени таватур ».
А Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин