Разъяснения ученых, касающиеся нежелательности совершения намаза с непокрытой головой
Фото: imagedb.com/ shutterstock.com
Разъяснения ученых, касающиеся нежелательности совершения намаза с непокрытой головой
Совершение без уважительной причины намаза с непокрытой головой (без тюбетейки), считается макрухом. Так как это состояние противоречит приказу облачаться в украшения, содержащемуся в следующем аяте:
يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ
«О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (одевайте красивую одежду) при каждой мечети (при совершении намаза или тавафа)» (аль-А’раф 7/31).
‘Алляма Захид аль-Каусари (рахимахуллах) в своей книге «аль-Макалят», по этому поводу пишет: «В эти дни стали часто задавать вопрос о совершении намаза с непокрытой головой, причиной этого стало появление таких людей, целью которых стало противодействие добру и распространение зла, а так же противодействие практике мусульман, которая является наследием, переданным от саляфов и халяфов.
Эти люди очень похожи на Хариджитов, в том, что касается преувеличения мелких вопросов, и пренебрежение важными вопросами. Переходя к нашему вопросу, хотелось бы сказать следующее: намаз человека, совершающего его без уважительной причины с непокрытой головой, при выполнении всех других условий и рукнов, будет являться действительным.
Однако это противоречит как сунне, так и практике всех мусульман, обучавшихся этому от саляфов и халяфов. Кроме того, в этом есть элемент уподобления людям писания. Так как известно, что они совершают поклонение с непокрытой головой.
Кроме этого это является невыполнение приказа, в соответствии с которым каждый мусульманин обязан украшаться перед каждой мечетью» (Каусари, аль-Макалят, №: 29, стр.135; Байхакы, ас-Сунануль-Кубра, №: 3272, 2/333; Сарахси, аль-Мабсут, 1/34).
Абу Хайян сказал: «Становится понятным, что «украшения» - это то, чем украшается человек во время намаза. Та одежда, которой прикрывается ‘аурат, не относится к украшениям, так как ее ношение и так является обязательным».
Эти слова действительно очень уместны. Исходя из этого, можно сказать, что вне всяких сомнений понятие «украшение» включает в себя и укрывание головы. Такова практика, применявшаяся с первых дней Ислама и до наших дней.
Нигде и никогда мусульмане не выстраивались в ряды на молитву, с непокрытыми головами. Тот, кто отрицает это, тот придерживается убеждения, не подтвержденного никакими доказательствами.
Значит, выведение укрывания головы за рамки понятия «украшения», является не чем иным, как пустыми разговорами. Так как нет никакого сомнения, что приказ украшаться при каждой мечети, в первую очередь подразумевает укрывание головы.
Думать, что этот аят был ниспослан только для того, чтобы воспрепятствовать тем, кто совершал таваф полностью обнаженным, и что этот приказ касается только лишь закрытия мест ‘аурата, является неправильным. Так как в соответствии с усулем ахлю-истинбат хукм выносится не на основе особенностей причины ниспослания аята, а исходя из общности сообщения.
Таким образом, ты увидишь, что ученые всех мазхабов были единодушны в том, что совершение намаза в тюбетейке, и в длинной рубашке, является мустахабом.
Сайид Мухаммад ибн Джа’фар аль-Каттани (рахимахуллах) в своей книге «ад-Диама фи Ахкамиль-Имама» подробнейшим образом рассмотрел этот вопрос, и привел хадисы, которые указывают на то, что посланник Аллаха ﷺ носил либо чалму, либо тюбетейку без чалмы, а так же приводит слова ученых по этому поводу.
Отныне невозможно говорить о хорошем намерении тех, кто пренебрегает сунной и действиями, являющимися мутаватиром, и которые не придают значения опасности, которую несет в себе уподобление христианам.
Оставаться с непокрытой головой разрешено лишь в определенных местах при определенных обстоятельствах, например, в хадже и во время ихрама. В этом случае является неуместным проведение аналогии между хаджем и другими видами поклонения.
Не существует даже слабого риваята, в котором бы сообщалось, что посланник Аллаха ﷺ совершал намаз с непокрытой головой. Исходя из этого, наилучшим действием, является следование за посланником Аллаха ﷺ абсолютно во всем.
Кроме того, если мы задумаемся над тем, что совершение молитвы с непокрытой головой является обычаем христиан, то станет совершенно ясно, что мы должны прилагать все силы к тому, чтобы не совершать поклонения с непокрытой головой, так как нам запрещено уподобляться людям писания.
У Ибн ‘Абидина упоминается о том, что укрывание головы в намазе является настолько важным моментом, что если человек откроет голову относясь с пренебрежением к тюбетейке или чалме, тот может стать вероотступником. Однако если человек делает это из-за жары или головной боли, то в этом случае это будет считаться макрухом.
Не смотря на то, что совершение посторонних действий в намазе резко порицается, тем не менее, если в намазе у человека с головы упадет тюбетейка, то лучше всего поднять ее и надеть на голову. Однако если для этого необходимо совершение большого количества движений, то в этом случае необходимо быть очень внимательным к тому, чтобы не нарушить намаз (Ибн ‘Абидин, Раддуль-Мухтар ‘аляд-Дурриль-Мухтар, 1/431).
Муфтий 4-ех мазхабов Хаджи ‘Али Хайдар аль-Ахискави (рахимахуллах) придавал этому вопросу огромное значение, не разрешая даже ходить с непокрытой головой и вне намаза.
Однажды в один из очень жарких дней, он на мгновение снял тюбетейку, и в этот момент сказал: «Ходить с непокрытой головой это такой грех, который вы не найдете в книгах, даже если будете долго искать. Но это так, из-за уподобления тем, кто вводит в религию различные новшества, отворачиваясь от пути предков», и надел свою тюбетейку.
Фото: Aditya Srinivasan Singh/ shutterstock.com
В «Шарху-Маджалля» в главе «Свидетельские показания немого и слепого, не принимаются», даются следующие пояснения:
«По единодушному мнению имамов, свидетельство человека, совершающего безнравственные и аморальные поступки, не принимается. Даже если эти поступки не являются харамом.
Например, ходить по улице в одной рубашке, и участвовать в таком виде в собрании; вытягивать ноги, в присутствии других людей и находиться с непокрытой головой в тех местах, где это считается неприличным; есть на улице перед другими людьми, а так же справлять на улице малую нужду; чрезмерная шутливость, мешающая людям воспринимать этого человека всерьез; дружба с безнравственными людьми; унижение других людей, а так же громкий крик на улице. И хотя все эти действия не являются харамом с точки зрения религии, но свидетельство человека, совершающего что-либо из этого, не принимается» (Дураруль-Хуккам Шарху Маджаллятиль-Ахкам, пункт: 1686, 15/316-317).
Как следует из разъяснений факыхов, представать перед Всевышним Аллахом в намазе, в таком облике, в котором человек постеснялся бы показаться перед уважаемыми людьми, является макрухом.
В соответствии с традицией, которую мусульмане переняли от саляфов и халяфов, появляться перед уважаемым человеком с непокрытой головой, вне всякого сомнения, является неподобающим. Таким образом, совершение намаза с непокрытой головой, так же является макрухом.
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин