Почему пророк Якуб (мир ему) любил Юсуфа (мир ему) больше других сыновей?
Мы начинаем публиковать цикл статей муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина. Серия авторских публикаций под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...
Наставление первое. Пророк Юсуф (алейхи салям)
Об этой истории, получившей название «ахсануль-касас/наилучшая история» и содержащей массу поучительных примеров, Всевышний Аллах сказал в Коране:
لَقَدْ كَانَ فِي يُوسُفَ وَإِخْوَتِهِ آيَاتٌ لِّلسَّآئِلِينَ
«Несомненно, Юсуф и его братья стали (великими) знамениями для всех, кто спрашивает (об их истории и хочет извлечь из нее урок для себя)» (Юсуф 12:7).
Из своих двенадцати детей Якуб (алейхи салям) больше всего любил Юсуфа (алейхи салям), обладавшего неописуемой красотой. Якуб (алейхи салям) выделял его из всех остальных сыновей и уделял ему больше любви и внимания.
После Юсуфа (алейхи салям) Якуб больше всего любил своего младшего сына Буньямина. Оба они были кровными братьями (рожденными от одной матери), другие же десять сыновей Якуба были от других его жен. По этой причине, а также из ревности и зависти эти десять сыновей не считали Юсуфа и Буньямина своими братьями, и упоминая о них, говорили: «Юсуф и его брат ...».
Когда мать Юсуфа и Буньямина умерла, Якуб (алейхи салям) стал еще больше уделять им внимание. Видя все это, остальные братья стали очень сильно ревновать и завидовать, в особенности Юсуфу (алейхи салям). С каждым днем их чувство неприязни к Юсуфу (алейхи салям) становилась все больше и больше, и в конце концов переросла в скрытую ненависть и вражду – братья стали строить планы о том, как избавиться от Юсуфа (алейхи салям) и завоевать любовь и внимание отца.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
إِذْ قَالُوا لَيُوسُفُ وَأَخُوهُ أَحَبُّ إِلَىٰ أَبِينَا مِنَّا وَنَحْنُ عُصْبَةٌ إِنَّ أَبَانَا لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ
اُقْتُلُوا يُوسُفَ أَوِ اطْرَحُوهُ أَرْضًا يَّخْلُ لَكُمْ وَجْهُ أَبِيكُمْ وَتَكُونُوا مِن بَعْدِهِ قَوْمًا صَالِحِينَ
«И вот они (разговаривая между собой) сказали: «Отец любит Юсуфа и его брата (Буньямина) больше, чем нас, хотя нас много (мы старше и полезнее для отца). На самом деле наш отец явно заблуждается (отдавая предпочтение им).
(Кто-то из братьев предложил): Убейте Юсуфа или оставьте его в чужой (незнакомой) земле (чтобы он не смог найти дорогу домой). Тогда внимание вашего отца будет (целиком) направлено на вас.
А после этого (после того как Юсуф исчезнет) вы (раскаявшись в этом грехе) станете праведными людьми (как перед Аллахом, так и перед вашим отцом)» (Юсуф 12:8-9).
Как следует из этих аятов, главной причиной, по которой братья Юсуфа решили устроить ему ловушку, стала их зависть и ревность. К этим чувствам их подтолкнули мысли о том, что отец больше любит Юсуфа (алейхи салям). Они хотели, чтобы отец любил только их, считая только себя достойными этой любви вследствие своего численного превосходства.
Причина, по которой Якуб любил Юсуфа больше других своих сыновей
Юсуфу (алейхи салям) была дарована неописуемая красота. Увидев его, невозможно было остаться к нему равнодушным. Красота, которой он обладал, была частью красоты ахирата.
При этом за внешней красотой Юсуфа (алейхи салям) скрывался богатый внутренний мир. Его душа была столь же безупречна, как и его внешность. Это и было одной из главных причин, по которой Якуб любил Юсуфа больше остальных своих сыновей. Все верующие любят друг друга за прекрасную нравственность, честность и богобоязненность. А то, что другие братья не обладали такой же нравственностью и богобоязненностью как Юсуф (алейхи салям), ясно следует из вышеприведенных аятов.
Несмотря на то, что их отец был пророком, обладающим высочайшим умом и проницательностью, из-за его любви к Юсуфу (алейхи салям), они позволяли себе неуважительно говорить о нем: «Наш отец пребывает в очевидном заблуждении».
Тот факт, что они хотели убить Юсуфа (алейхи салям) или бросить его в колодец, свидетельствует о том, что они не относились к обладателям богобоязненности. Так как тот, кто боится Аллаха и верит в то, что ему в Судный День предстоит отчет за свои действия, знает: каждое мгновение Аллах видит и слышит нас! Поэтому богобоязненный человек такой харам не то что совершить, даже подумать о таком не посмеет.
Таким образом, в своей любви к сыновьям Якуб (алейхи салям) исходил из их степени богобоязненности и нравственности.
Продолжение: Сон, предсказавший будущее пророка Юсуфа (мир ему)
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин