• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Муфтий РТ: "Ахлю-Сунна валь-Джамаа – это не новый мазхаб, не течение в Исламе, это..."

Время чтения: 4 мин
7890

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Как только кто-нибудь выходит из дому в поисках знания, ангелы в знак уважения к нему и удовлетворения тем, что он делает, расстилают под ним крылья».

Вот уже сегодня, в эти минуты в Болгаре находится 17 юношей и 17 девушек, которым на протяжении четырёх дней (23-27 января) предстоит более подробно познакомиться не только с биографией великого учёного имама Абу Ханифы, но и изучить его фикх, обратиться к трудам.

Абу Ханифа сыграл в развитии мусульманского богословия и права роль, которую трудно переоценить, став основателем одного из четырёх суннитских мазхабов. Он вошёл в историю Ислама с титулом аль-имам аль-а‘зам (величайший имам).

По сообщению его современников, в возрасте 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил паломничество в Мекку (хадж), во время которого ему удалось увидеть последних оставшихся в живых асхабов — сподвижников Пророка (мир ему), в частности, Абдуллаха ибн Хариса. От них будущий богослов мог услышать рассказы о том, как поступал или что говорил Пророк (мир ему) в той или иной ситуации. Также он встретил великого сподвижника Анаса ибн Малика, который с раннего возраста на протяжении десяти лет находился рядом с Пророком (мир ему), помогая ему в повседневных делах.

В юности Абу Ханифа получил блестящее общее и богословское образование на своей родине в Куфе. Среди его учителей были авторитетные учёные того времени — ‘Ата ибн Рабах, Хишам ибн ‘Урва, Нафи‘. В возрасте 22 лет он становится учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Сулеймана аль-Аш‘ари. В его кружке Абу Ханифа провел восемнадцать лет, вплоть до смерти наставника. А затем на протяжении десяти лет сам возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры.

У него обучались и получили знания по мусульманскому праву такие известные учёные, как Абу Юсуф аль-Кады, Мухаммад ибн аль-Хасан, Зуфар ибн аль-Хузайл, Нух аль-Джами‘а и другие. Ночи великий имам проводил в молитвах и ду‘а. Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа каждую ночь в одном ракяате полностью прочитывал Коран, порой совершал ночной и утренний намазы с одним омовением.

Супруга Абу Ханифы сказала: «Я не помню ночи, которую бы он провел во сне. Абу Ханифа летом спал между полуденной молитвой Зухр и послеполуденной ‘Аср и в первую часть ночи зимой».

- Всегда рассказывали, что было время, когда самые лучшие люди следовали за лучшим из пророков (мир ему и благословение Всевышнего). Если среди них встречалось разногласие, они обращались напрямую к Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего), никто не спрашивал далиль. Слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) было достаточно, - обратился к форумчанам в ходе торжественного открытия Зимней школы муфтий Камиль хазрат Самигуллин. – Сегодня многие говорят: что такое мазхаб, зачем он нам нужен? Когда мы на такие вопросы даём ответ, что интересно не твоё понимание аятов, а понимание Абу Ханифы – это и есть мазхаб. Почему малограмотный человек даёт толкование, а мы ему следуем? Где иснад? Помните, что в те времена, даже если между людьми возникали разногласия, они никогда не говорили плохо друг о друге. Пришли другие люди в религию Ислам, стали привносить что-то своё. Появились те, кто Аллаха начал уподоблять телу, говоря, что грехи не вредят человеку. Появились различные мировоззрения.

- Всегда была группа, которая была на пути Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и сахабов. Ахлю-Сунна валь-Джамаа – так стали себя называть, чтобы отделиться от заблудших. Это не новый мазхаб, это не течение в Исламе. Это есть сама суть Ислама, самые настоящие мусульмане, которые в своей жизни опирались на хадисы Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Были великие имамы, которые показали, во что верил Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), во что верили сахабы. Их иман, их понимание религии было совершенным. Пусть же те знания, которые вы получите после окончания зимней школы, станут тяжёлой ношей на ваших весах, на правой чаше ваших весов в Судный День.

Напомним, что в этот раз участников форума ожидают пять уроков с тремя устазами. Устаз Абу Али аль-Ашгари будет рассказывать об основах «Акыды» имама Абу Ханифы, устаз Ахмад хазрат возьмёт на себя ответственность по преподаванию основ «Фикха», а устаз Абдульджаббар Шарапов погрузит молодых мусульман в биографию имама Абу Ханифы.

Среди делегатов – молодые люди из Республики Татарстан и регионов России: Челябинска, Самары, Уфы, Москвы, Йошкар-Олы, Саранска. Организаторы приняли более 100 заявок от потенциальных участников по итогам электронной регистрации.

Отбор участников проходил в два этапа. Ребята писали и размещали на своих страницах в социальных сетях эссе на тему «Кто для меня Абу Ханифа?». В результате были отобраны 53 человека. Во втором туре авторы лучших работ прошли тестирование, по итогам которого и определились участники VII Форума мусульманской молодежи. По окончании четырёхдневного обучения пройдёт экзамен, по итогам которого участники получат официальный документ о прохождении ФММ – диплом.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle