• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Качества верующих и вознаграждения, которые они получат

Время чтения: 18 мин
9819

رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ

Прежде чем представить вашему вниманию аяты из Благородного Корана, которые описывают верующих людей, хочу довести до вас хадис, касающийся этих аятов…

Уважаемые братья!

Умар бин аль-Хаттаб (радыаллаху анху) передает:
«Однажды мы вместе сидели с Посланником Аллаха (саллаху алейхи ва салям). По его счастливому лицу мы поняли, что ему пришло откровение, после того как мы услышали звук, напоминающий жужжание пчелы. Когда ушел Джабраиль (алейхиссалям), который принес откровение, Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям) сначала посмотрел на нас, а потом помолился Всевышнему Аллаху следующим образом:

«О Аллах! Увеличь, не уменьшай. Угости нас, не оставляй нас лишенными. Будь за нас, но не против нас».

Мы, присутствующие рядом:

«Все в порядке о, Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям)?» Он ответил:

«Только что Всевышний Аллах ниспослал мне десять аятов. Кто будет действовать согласно их предписанию, того Всевышний Аллах обязательно поместит в Рай – Фирдаус аль-Аля».

После сообщения этой радостной вести, Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям) начал читать первые аяты суры аль-Му`минун. Смысл этих аятов таков:

«Воистину, достигли успеха верующие, которые смиренны при [совершении] молитв, которые избегают [всего] суетного, которые вносят закят, которые не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими женами или невольницами, за что они непорицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают через дозволенное. [Достигли успеха те], которые блюдут врученное им на хранение и договоры, которые исполняют свои обрядовые молитвы, - именно они и суть наследники, которые наследуют рай, в котором они вечно пребудут» (Муминун, 23/1-11)

В самом первом из этих аятов повествуется о том, что верующие найдут  спасение, то есть, достигнут благоденствия и счастья в этом преходящем мире и в мире вечном.

Му`мин (верующий) – это тот, кто уверовал. Хорошо, в таком случае, что же такое вера?

Вера означает верование и состоит из этих двух основ:

1. Признание сердцем,

2. Подтверждение языком,

Видимо поэтому Всевышний Аллах сказал:

اولئك كتب في قلوبهم الايمان

«Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их Своим духом» (Муджадаля, 58/22)

Никто не сможет отменить то, что предписано Всевышним Аллахом. Какую бы должность не занимал человек, и какой бы силой он не обладал, он не сможет отнять то, что предписано Всевышним Аллахом.

Желаете этому пример? Так вот примером этому служит вера одного из первых мусульман Биляля бин Рабаха (радыаллаху анху).

Идолопоклонники бросили его на горячие пески Мекки из-за того, что он стал мусульманином. А на грудь его положили тяжелые камни. Они его мучили как желали. Они его избивали, били плеткой, но они не смогли отнять его веру в сердце. Они так и не добились желаемого.

Один из свирепых и остервенелых идолопоклонников Умаййа бин Халяф говорил Билялю:

«О, Биляль! Отрицай Бога Мухаммада», но Биляль, как результат Божественной любви в его сердце, все кричал:

«Он Един, Един… Один. Он Вечный. Он не отец и не сын… Он Господь земли, небес и всего сущего. Мой Господь Всемогущий, Могущественный. Мой лоб совершил Ему земной поклон…»

Его хозяин Умаййа бин Халяф кричал на него:

«О, Биляль! Ты идешь против меня? Ты противишься мне? Разве не я твой господин?»

Ответ Биляля был точным:

«О, Умаййа! Противясь тебе, я подчиняюсь Всевышнему Аллаху. Ты можешь бить и мучить меня сколько пожелаешь. Ты можешь причинить вред лишь моему телу, которое станет кормом для червей в могиле. Но до моей души, сердца и ума никому не добраться, кроме Всевышнего Аллаха».

Если вера, поместившись в сердце человека, преобразится в Божественный свет и в глубине души разгорится пламенем, тогда все невозможности станут возможными.

Каково же положение Биляля Хабаши (радыаллаху анху), который обладал такой верой в сердце, перед Всевышним Аллахом? Давайте посмотрим каково же было положение Биляля (радыаллаху анху) перед Аллахом из хадиса Посланника Аллаха (саллаху алейхи ва салям), который он рассказал по возвращению с Мираджа и Исры:

«На небесах в садах Рая я услышал звук твоих сандаль. Как ты смог попасть туда до меня о, Биляль?»

Биляль (радыаллаху анху) ответил:

«Когда у меня портилось малое омовение, то я сразу же совершал второе. А после совершения омовения я обязательно совершал два ракаата намаза ради довольства Всевышнего Аллаха!»

Уважаемые прихожане!

Давайте послушаем толкования аятов, которые описывают качества верующих людей:

Что же касается толкования аята «Верующие обрели счастье. Они смиренны в своих молитвах», то оно заключается в смиренности молитвы, спокойствия души и неподвижности конечностей.

Как может быть такое, чтобы сердце совершающего молитву человека было неспокойным, а его конечности беспокойными? Послушайте как Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям) разъясняет нам важность совершения молитвы – намаза. Он говорит:

«Когда раб встает на молитву, Всевышний Аллах обратит на него Свою Красоту. Когда раб во время молитвы смотрит по сторонам, тогда Всевышний Аллах говорит ему:

Разве там есть кто-то лучше, чем Я, раз ты смотришь туда и отворачиваешься от Меня?»

Досточтимая Аиша (радыаллаху анха) так рассказывает о намазе Пророка Аллаха (саллаху алейхи ва салям):

«Он с нами разговаривал и объяснял нам. Мы тоже ему что-то рассказывали. Но когда приходило время намаза, он нас не замечал, а мы его. (Он входил в определенное состояние)».

Когда Имам Али (радыаллаху анху) – великий герой Ислама, которого очень хорошо знали поля сражений - совершал намаз, цвет его лица желтел и бледнел. Его лицо становилось желтым. Когда его спросили, почему цвет его лица желтеет, он ответил:

«Потому, что я начинаю выполнять возложенный на человека тяжелый аманат, который отказались выполнять земля и небеса!»

Уважаемые братья!

Когда праведному человеку Хатам аль-Асаму задали вопрос: «Как ты чувствуешь себя, когда встаешь на намаз?», он ответил: «Когда я встаю на намаз, чувствую, что Кааба находиться передо мною, смерть за спиной, справа от меня Рай, а слева Ад, я стою на мосту Сырат, и знаю, что Всевышний Аллах видит меня. В таком духовном настрое я в совершенстве выполняю каждый поясной и земной поклоны и весь намаз. После завершения намаза, я не могу точно знать, принял ли Аллах мой намаз или нет, поэтому я все время испытываю беспокойство и страх».

Что  же касается толкования Божественных слов: «Которые избегают пустословия», упомянутых в аяте, то оно таково:

Это учит нас тому, чтобы наши рты и языки были чистыми. Послушайте, что говорит Всевышний Аллах в священном хадисе:

«Если мой раб даст мне гарантию того, что у него на языке и между ног, то я даю ему гарантию Рая…».

Да, Всевышний Аллах дает гарантию человеку, путем удерживания его языка от лжи и всякого бесстыдства.  Если верующий будет хранить свою честь как следует, то Аллах дает ему гарантию Рая. Какое великое это достижение, для того, кто об этом знает…

Непорочность языка…

Знаете ли вы, о чем ежедневно говорят языку человека его органы?

Вы не сможете у знать об этом и я тоже. Однако Посланник Всевышнего Аллаха, светоч истины Великий Пророк (саллаху алейхи ва салям) передает нам о том, что они говорят ежедневно языку человека:

«О, язык! Бойся пред Аллахом за нас. Ибо мы следуем за тобой. Если ты будешь непорочным, то и мы будет таковыми. А если ты будешь грешным, то и мы будем таковыми».

Укба бин Амир (радыаллаху анху) спросил как-то Посланника Аллаха (саллаху алейхи ва салям):

«О, Посланник Аллаха! Где же путь к спасению?»

Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям) ответил:

«Следи за своим языком, путь будет просторным твой дом и плачь, раскаявшись в ошибках и грехах».

Уважаемые мои братья!

Давайте продолжим толкование аятов. Всевышний Аллах говорит:

«Которые платят закят».

В данном аяте разъясняется важность выплаты закята. То есть данный аят говорит о том, что одно из качеств истинного мусульманина – это выплата закята.

Когда с какого-либо имущества выплачен закят, то оно становится очищенным от всякой грязи. А главное, что за выплаченный закят Всевышний Аллах воздаст этому человеку еще больше, чем он выплатил.

Светоч обоих миров Великий Пророк Мухаммад (саллаху алейхи ва салям) передает нам от Всевышнего Аллаха следующие слова:

«Ты расходуй, чтобы Я расходовал для тебя». То есть ты расходуй свое имущество ради моего Довольства, а я дарую тебе для того, чтобы ты был доволен.

Совершенно точно и уверенно мы можем сказать следующее:

«Если все мусульмане должным образом выплачивали бы свой закят, то мы бы не видели, или видели меньше просящих милостыню людей на наших улицах, лениво лежащих людей в своих домах и отбывающих свои сроки за преступления в тюрьмах. Если бы богатые нефтью государства должным образом выполняли свои финансовые обязательства, тогда бы мы не видели ни одного голодающего человека в мусульманском мире. А также мы не встречали бы просящего милостыню человека на наших улицах».

Знаете ли вы, какова закятная доля с прибыли от нефти?

Пятая часть от прибыли выкачиваемой нефти. Да, пятая часть состояния нефтяных шейхов должна быть выплачена в качестве закята.

В нашем мире есть государства, которые выкачивают по десять миллионов баррелей нефти ежесуточно. В таком случае, ежесуточная закятная доля равна двум миллионам баррелей нефти. Клянусь Всевышним Аллахом, что если хотя быть одно государство, богатое нефтью, выплачивало неимущим мусульманам закят в 2 миллиона баррелей нефти, то среди мусульман не осталось бы ни одного бедного человека. А теперь подумайте, если богатые нефтью государства будут исполнять свою обязанность по выплате закята, останется ли в мире хоть один бедный мусульманин?

А также еще есть те, кто добывает полезные ископаемые, занимается земледелием и торговлей. Несомненно, они также обязаны выполнять свои финансовые обязательства – выплачивать закят.

Давайте сейчас зададим им вопрос:

«Почему вы не выплачиваете свой закят?»

Как мы уже упомянули выше, если бы все выплачивали должным образом свой закят, то мы бы не знали, что такое голод, нужда, нищенство, обман, быть  обманутым и несчастным.

Слезы высохнут на глазах плачущих людей, люди станут спать спокойно в своих кроватях…Чувства счастья и добра займут место чувств несчастья. Подобно тому, как лучи утреннего солнца освещают тьму ночи, также и тьма голода неимущих людей будет устранена чувствами добра и счастья.

О, счастливые люди! Пойдем и протянем руку помощи неимущим людям. В миг успокойте несчастных людей, протерев им их слезы. Пожалейте людей на земле, и тогда пожалеют вас на небесах…

Что же говорит Всевышний Аллах богатым людям? А что говорит бедным людям? Давайте внимательно послушаем этот священный хадис, и постараемся полностью вникнуть в его смысл:

«Богатые люди - это Мои доверенные лица. Бедные люди - они Мои иждивенцы. Если доверенные люди будут скупо относиться к моим иждивенцам, то я не проигнорирую это и не отстану от них…»

Уважаемые прихожане!

В эпоху правления Умара бин Абдулазиза, было велено собрать все выплаты закята и раздать их нуждающимся. Но, в результате, в государстве не нашлось такого человека, который бы нуждался в закяте. На этот момент границы государства простирались на востоке до Китая, на западе до Парижа, на севере до Сибири, а на юге до Индийского океана. Это государство вбирало в себя огромное количество людей и большое количество мелких государств. Но, несмотря на это, в такой стране не нашлось нуждающегося в закяте человека. Женщины в таком государстве перестали рожать бедных людей.

Почему?

Потому что Умар бин Абдулазиз исправил то, что было испорчено предыдущими правителями. Он в период своего правления был чрезвычайно справедлив. Он был как его дед со стороны матери Умар бин аль-Хаттаб (радыаллаху анху)…
Естественно, что если в какой-либо стране число справедливых людей увеличивается, то в этой стране возрастают средства существования и распространяется спокойствие…не остается ни просящего милостыню, ни нищего и ни того, кто беспокоит остальных…

Однажды великий правитель Умар бин Абдулазиз, который отчитывал одного из своих наместников, задал вопрос наместнику Египта Яхье бин Саду:

«О, Сад! В каком состоянии ты оставил Египет, когда отправился сюда в путь?»

Наместник Яхья бин Сад ответил:

«Довольно в отличном состоянии о, Правитель Правоверных: богатые выполнили свою обязанность, нужды неимущих были удовлетворены, притеснители наказаны, притесненным оказана помощь!»

Значит, справедливость устояла на ногах, а Божественные повеления выполнены…а после, уповая на Всевышнего Аллаха, доверились Ему…

Было известно, что Египет был страной скверных традиционных укладов.

Ежегодно одну молодую девушку наряжали и, в качестве жертвоприношения, бросали в реку Нил.

А после говорили: «Это невеста Нила». Потому что они говорили, что если они не будут совершать это жертвоприношение, то Нил не будет полноводен, высохнет и станет не пригодным для использования. И это было их ложным верованием.

Когда правление Египтом перешло к мусульманам, то Амр бин Ас (радыаллаху анху) рассказал об этом Правителю правоверных Умару бин аль-Хаттабу (радыаллаху анху). Что же предпринял Умар (радыаллаху анху)? Он сразу же взял в руки бумагу и перо и написал следующее письмо:

«Именем Аллаха Милостивого и Милующего.

От Умара бин аль-Хаттаба, Нилу Египта:

«О, Нил! Если ты течешь сам по себе, то мы  и так в тебе не нуждаемся. А если ты течешь по повелению Всевышнего Аллаха, тогда продолжай течь согласно Его велению».

В этом же письме Умар (радыаллаху анху) обратился к наместнику Амру бин Асу (радыаллаху анху):

«О, Амр! Брось это письмо в Нил, не бросай девушку в Нил. Ибо это жертвоприношение является традицией джахилии, а значит оно ложное».

Амр бин Ас (радыаллаху анху) выполнил приказ Умара бин аль-Хаттаба (радыаллаху анху) и вода в Ниле увеличилась в два раза.

Это и есть вознаграждение за веру во Всевышнего Аллаха, за упование на Него, за терпение согласно его повелениям, за благодарность Ему, за боязнь перед Ним, за любовь к Нему, за проявление довольства к судьбе, предначертанной Им, за следование верности Ему и за избегание запретного Им.

Уважаемые прихожане!

Сейчас давайте вернемся к Умару бин Абдулазизу: что же он интересно сделал с закятным имуществом?

Он, вынес решение о том, что закятные средства пойдут на погашение долгов тех, кто имеет долги, и сказал:

«Погасите долги должников с этих денег!»

Этими деньгами были погашены долги, и должников не осталось. После этого благодать – баракят страны увеличилась, и она стала еще богаче. Государственный бюджет наполнился, и даже переполнился…, и в стране не осталось того,  кто бы просил милостыню.

Если Всевышний Аллах пожелает добра какой-либо стране, то Он ей скажет:

«О, земля! Выведи наружу свою благодать.»

Рассказывает Ахмад бин Ханбаль (радыаллаху анху):

«Самая лучшая пшеница была во времена Абдуллы бин Зияда. Потому что он был очень справедливым человеком. В его время одно зерно пшеницы было размером с косточку финика».

После того как Умар бин Абдулазиз погасил долги закятными деньгами, что же он сделал дальше?

Он издал новый приказ:

«У кого есть рабы, тот пусть возьмет деньги из государственного бюджета и освободит своих рабов!» Каждый, у кого был раб, сделал то, что было велено. Но деньги после этого не закончились. Затем он издал третий приказ:

«Молодые люди, которые не женятся из-за нехватки финансов, пусть женятся за счет государства». Все, кто не мог жениться, женились. Но казна не пустела.

Да, таким образом, долги были погашены, рабы были освобождены. Холостых молодых людей не осталось, ибо быть неженатым стало не прилично. Послушайте, что  об этом говорит Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям):

«Самые плохие из вас это неженатые люди. Самые подлые из ваших умерших это те, кто умер не женившись».

Видимо поэтому Всевышний Аллах повелел хранить свою честь и достоинство и сказал:

«которые не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими женами или невольницами, за что они не порицаемы».

Уважаемые прихожане!

В этой фразе «хранить» есть одна тонкость. Думаю, что эта тонкость привлекла и ваше внимание. Сохранение чести и достоинства приказано, также как и приказано постоянное сохранение совершения намазов. Еще в одном аяте одной суры…Значит сохранение чести и достоинства, с точки зрения важности и ее степени перед Аллахом, не ниже чем сохранение совершения намазов. Тогда можно сказать, что подобно тому, как совершение намаза является поклонением, и сохранение своей чести является поклонением.

«которые не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими женами или невольницами, за что они не порицаемы»

В данном аяте восхваляются те, кто хранит свое достоинство и честь, а также кто не совершает прелюбодеяния. Это говорит о том, что одним из качеств истинных мусульман является именно это.

Видимо, поэтому Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям) сказал:

«О, молодые люди! Те, кто из вас имеет возможность жениться, то пусть жениться. Ибо женитьба сдерживает глаза от греха и половые органы от прелюбодеяния. А тот, кто не имеет возможность жениться, тот пусть соблюдает пост. Ибо пост притупляет половое влечение».

Раз так, то ни мусульманин и ни мусульманка не должны излишествовать относительно своей чести. Потому, что честь это владение Всевышнего Аллаха. Подобно тому, как девушка обязана хранить свою честь, так же и мужчина обязан хранить ее. Именно поэтому если женщина совершит прелюбодеяние, то ей полагается наказание. То же самое касается и мужчин прелюбодеев.

«А те, кто возжелает сверх того, преступают через дозволенное» - данная фраза аята говорит о том, что в Исламе строго запрещены половые отношения вне брака и гомосексуализм. Потому что те, кто совершает эти грехи, они являются теми, кто перешел грань дозволенного. Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям) показал путь тем, кто желает жениться, но не имеет для этого возможности. Они должны соблюдать пост, для того, чтобы сдерживать себя и сторониться прелюбодеяния или должны жениться. Либо же много читать Коран, совершать намазы и зикры.

Что  же касается слов в данном аяте: «которые блюдут врученное им на хранение и договоры», то в данном аяте разъясняется о  необходимости блюсти врученное на хранение и выполнять договоры. Можно привести много примеров аманата – врученного на хранение. Например, намаз является аманатом. Аманатом является имущество сирот.

Если человек соблюдает все это, то это означает, что он соблюдает права Всевышнего Аллаха и сдерживает свои обещания перед Ним.

Слово «ахд», упомянутое в аяте, означает обещание Всевышнему Аллаху, исполнение которого является проявлением подчинения ему.

Если внимательно посмотреть первые аяты этой суры, то мы увидим, что они затрагивают тему совершения намаза и смиренности в нем, а также, что они продолжаются и  заканчиваются темой намаза.

Однако, в начале говорится о смиренности в намазе. То есть сердце, совершающего намаза человека, должно трепетать, а конечности его должны находиться в состоянии покоя…

А продолжение темы о  намазе, то это о том, что необходимо совершать намазы вовремя. Если ты пропустишь намаз в положенное время, то, несомненно, это означает, что ты совершил грех.

Дорогие и уважаемые мусульмане!

Если человек, пропускающий намазы, является грешником, то каково же положение человека, который пропускает еженедельное обязательство – джума, пятничный намаз?

А что же говорить о мусульманах, которые от рамазана к рамазану не совершают намаз в течение одиннадцати месяцев? А, тем более, что же говорить о тех, кто вообще не совершает намаз, за исключение того намаза, который люди совершают за его душу после его смерти? Об этом нужно очень сильно задуматься.

В этой благословенной суре в аяте говорится:

«Они смиренны в своих молитвах», а потом говорится: «которые исполняют свои молитвы».

Посмотрите, о чем говорит Посланник Аллаха (саллаху алейхи ва салям) , который говорил: «намаз это свет моих очей»:

«Тот, кто оставит намаз, тот будет вместе с Фараоном, Хаманом, Каруном и Убаййем бин Халяфом».

Что же касается тех, кто совершает все намазы во время, то их ожидает большое вознаграждение за это. Что это за вознаграждение?..

Они те, кому обещан Рай Фирдаус. Рай Фирдаус - самое высшее место в Раю. Они будут пребывать там вечно. Когда они войдут туда, хурии обратятся к ним:

«Мы вечные обитатели этих мест. Мы никогда не исчезнем. Мы довольны своей жизнью и никогда не гневаемся. Мы живем здесь. Мы никогда не покинем эти места. Мы тут в спокойствии, мы никогда не будем несчастливыми».

После того, как люди разместятся там, Всевышний Аллах скажет:

«Вы всегда будете прибывать в здравии и не заболеете. Вы будете жить вечно, вы никогда не умрете. Вы навечно останетесь молодыми и не состаритесь. Вы вечно будете в спокойствии и не останетесь без надежды. Так, скажите же мне о, обитатели Рая, вы всем довольны?»

Обитатели Рая ответят:

«О, Наш Господь! Как же мы можем быть недовольными, когда Ты вознаградил нас тем, чем не вознаградил остальных».

Тогда Всевышний Аллах скажет:

«Я дарую вам еще лучшее и более прекрасное, чем это».

Обитатели Рая спросят:

«Что же может быть лучше и прекраснее этого?»

В этот момент Всевышний Аллах устранит «покрывало» и покажет им свой Прекраснейший и Великий Лик, и обитатели Рая будут лицезреть его. Это  невозможно передать и описать речью. Всевышний Аллах говорит:

وجوه يومئذ ناضرة الي ربها ناظرة

«Лица [счастливых людей] в тот день будут сиять, и взирать на Господа своего» (Кыямат 75/22-23)

О, Наш Господь! Сделай нас из числа тех, кто выстаивает свои намазы в смиренности! Сделай нас из числа тех, кто отвращает свои лица от бесполезных дел, выплачивает закят, хранит свою честь и достоинство, соблюдает вверенное ему на хранение, выполняет свои обещания и никогда не пропускает свои намазы. Сделай нас из числа тех, кто заслужил Рай Фирдаус, кто будет пребывать вместе с его обитателями хуриями, а самое главное - достиг наивысшей цели – лицезрения Твоего Благословенного Лика. Амин.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle