• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Частная собственность — это основа общества и экономики»

Время чтения: 7 мин
5368

Частная собственность — это основа общества и экономики. В то же время это одно из неотъемлемых, фундаментальных прав человека, которое появилось еще до нашей эры. Имущество во все времена стояло во главе угла каждой семьи и каждого отдельного человека. А что говорит об этом ислам? Всевышний Аллах сказал: «Богатство и сыновья — украшение мирской жизни…» (18:46). Сегодня мы поговорим о том, какую собственность дозволено иметь мусульманину.

В лексическом значении имуществом обозначается все то, чем владеет человек. То есть любые вещи, находящиеся в его собственности. Тем не менее среди ученых Ислама нет единодушного мнения относительно понятия «имущество»; ему давались различные обозначения. Мы же упомянем здесь определение, которое было дано в «Маджалле» (крупнейшая кодификация норм мусульманского права, — прим. ред.) и которое было принято многими мусульманскими странами.

В качестве религиозного термина имущество — это то, к чему склоняется естество человека, чем человек имеет право распоряжаться и чем другие люди права распоряжаться не имеют. В соответствии с этим определением авторские права и интеллектуальная собственность также относятся к имуществу (если, конечно, это не относится к религиозным вопросам).

Как отмечено выше, первейшим условием владения чем-либо является то, что предмет владения должен являться имуществом. Однако само по себе наличие имущества недостаточно для того, чтобы оно, имущество, считалось дозволенным (халяль). Наши ученые упоминали о пяти различных путях приобретения собственности. По единогласному мнению алимов, имущество/собственность, приобретенные любыми иными способами, кроме этих пяти, будут считаться запретным (харам).

Законные пути приобретения имущества:

1. Приобретение имущества путем акта: обмен между двумя сторонами вещами, имеющими материальную ценность, или безвозмездная передача какой-либо вещи в собственность.

Например:

— покупка пшеницы за деньги;

— обмен старой вещи на новую вещь;

— безвозмездная передача какой-либо вещи в собственность другому лицу.

Под приобретением имущества посредством акта подразумевается передача имущества, находящегося в собственности одного человека, в собственность другого человека посредством акта купли-продажи, аренды, дарения, примирения, передачи своих долговых обязательств другому лицу и прочих актов.

То есть имущество, приобретенное таким путем, изначально не было бесхозным, оно находилось в собственности другого человека. Затем это имущество будет находиться в собственности человека до тех пор, пока полностью не исчезнет, или же посредством упомянутых актов будет переходить в собственность к другим людям до тех пор, пока опять же не исчезнет, утратив все свои свойства.

Что же касается возможности или невозможности появления новых видов актов товарно-денежного обмена, которых не было во времена посланника Аллаха ﷺ, то по этому поводу алимы высказывали различные мнения. Общепринятым является следующее: для возникновения какого-либо нового вида акта нет необходимости в наличии далиля (доказательства). Однако вводить новые виды актов, если в них нет потребности или если они не получают распространения в обществе, считается запрещенным. Кроме того, новый вид акта, в котором возникла необходимость или который получил широкое распространение, не должен содержать в себе элементов, запрещенных в религии. В противном случае он также будет считаться запрещенным.

2. Приобретение имущества, являющегося мубахом. То есть использование бесхозных и никому не принадлежащих участков леса, земли, деревьев и так далее, то есть того, что естественным образом никому не принадлежит. Например, сбор хвороста и дров в никому не принадлежащем овраге. Главной особенностью этого вида имущества является отсутствие у него владельца и собственника.

Этим же путем приобретаются: охотничья добыча; скошенная дикорастущая трава, произрастающая на горных лугах или в лесах, которые не имеют собственника; рыба, выловленная из рек и морей; а также речная, морская, озерная и дождевая вода.

Главный принцип при использовании такого имущества — не нанести вред обществу. Если же такая опасность возникнет, государство может наложить запрет на использование этого вида имущества. После наложения запрета государством использование этого имущества в личных целях становится запрещенным.

3. Наследование.

Имущество, принадлежавшее человеку при жизни и оставшееся после его смерти, именуется наследством. Если у человека при жизни были долги, то доля оставленного им в наследство имущества, эквивалентная сумме его долга, не рассматривается как наследство, так же как наследством не является и доля имущества, которая была завещана. Эта доля имущества должна быть отдана тем, кто имеет право на ее получение. Точно также расходы на саван и погребение не относятся к наследству.

После того как из имущества покойного будут погашены его долги и после выполнения завещания оставшаяся часть имущества делится между наследниками в соответствии с долями, установленными религией.

В соответствии с общепринятым мнением, имущество, оставшееся после смерти покойного, о своих правах на которое не заявили третьи лица, считается собственностью наследников умершего.

Главным отличием наследования от других путей приобретения имущества является то, что наследник становится собственником этого имущества вынужденно. То есть в данном случае переход собственности к наследникам не является их предпочтением или выбором; наследник не имеет права отказаться от наследования этого имущества.

Точно также и наследодатель не может лишить наследства своих наследников. Даже если перед смертью он лишит их наследства, после его смерти они будут иметь полное право наследовать оставшееся имущество.

Наследник может передать свое право на получение имущества наследодателя другому лицу. Исходя из этого, наследники по взаимному согласию могут изменить пропорции долей наследства.

Если у человека нет наследников, то после его смерти все его имущество переходит в распоряжение государства.

4. Приобретение имущества за счет прироста. Например, приплод, приносимый животными, находящимися в собственности человека; или прибыль от сдаваемой в аренду недвижимости.

5. Приобретение имущества по праву преимущественной покупки. Например, у человека есть участок земли, граничащий с участком земли, принадлежащим другому человеку, который решил его продать. В этом случае сосед этого человека получает преимущественное право покупки данного имущества.

Повторю, только эти пять путей являются законными с точки зрения Ислама. Другие способы приобретения имущества, такие как азартные игры, воровство, ростовщичество и тому подобное, являются запрещенными, а средства, заработанные этими способами, — харамом.

Кроме того, категорически запрещен обман противоположной стороны при приобретении имущества одним из законных путей, например, посредством торговли. Мусульманину надлежит производить и продавать качественные товары и сторониться от предоставления любой информации, которая может ввести в заблуждение.

В хадисе, переданном от Абу Хуайры (радыяллаху анху), сообщается, что однажды, прогуливаясь по базару, посланник Аллаха ﷺ проходил мимо прилавка с пшеницей. Он погрузил свои руки в мешок с пшеницей и почувствовал, что внутри мешка пшеница сырая. Тогда он спросил у продавца: «Что это такое?». Продавец ответил: «О, посланник Аллаха! Пшеница промокла из-за дождя». Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тебе следовало бы положить влажную пшеницу сверху, чтобы люди видели, что она мокрая», а затем добавил: «Тот, кто обманывает нас, тот не из нас» (Муслим, глава: 45, №: 295).

И хотелось бы напомнить, что некоторые пути заработка были удостоены отдельной похвалы. А в нашей религии главным и самым естественным путем заработка является труд.

Передается от Микдама (радыяллаху анху), что посланник Аллаха ﷺ говорил: «Ни один человек не ел ничего лучше, чем то, что он заработал собственным трудом» (Бухари, Китабуль-Бюйу, раздел: 15, №: 1966).

В другом хадисе сообщается, что когда у посланника Аллаха ﷺ спросили о том, какой из способов заработка является самым чистым, он сказал: «Собственный труд человека, а также прибыль от честной торговли» (Байхакы, ас-Сунануль-Кубра, Китабуль-Бую', раздел: Ибахатут-Тиджара, №: 17701).

В вышеприведенных хадисах восхваляется не только физический труд в поле или где-то еще, но любой честный труд, будь то физический или интеллектуальный.

И в качестве завершения хочу привести слова Всевышнего Аллаха, который сказал: «Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран (Коран), 18/46). Следует отметить, что мусульманин не может быть обманщиком и мошенником. Наоборот, он всегда говорит правду, даже если она против него; делает то, что велит ему его вера; любое дело он выполняет так, как положено; он всегда честен и верен своему слову. Пусть же Всевышний Аллах защитит нас от того, чтобы в этой скоротечной жизни добывать необходимые нам средства запретным путем. Аминь!

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин

Источник : https://realnoevremya.ru/articles/68685-kolonka-muftiya-kamilya-samigullina-o-bogatstve-v-islame
 

Социальные комментарии Cackle