Является ли верующим тот, кто не совершает намаз?
Вопрос.
Входят ли благие дела в иман? Является ли верующим тот, кто не совершает намаз, не держит уразу и т.п.?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Мы сказали, что иман в понимании большинства ахлю-с-сунна – это вера сердцем во все, что достоверно передано Пророком Мухаммадом ﷺ от Всевышнего Аллаха. Некоторые ученые добавляют еще к условиям имана подтверждение веры языком.
Однако поступки человека не входят в понятие имана. Имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) говорит в «Васые»:
وَالعَمَلُ غَيْرُ الإيمَانِ، وَالإيمَانُ غَيْرُ العَمَلِ
«Дела – это не иман, а иман – это не дела».
Под «делами» здесь единогласно ученые понимают совершение того, что Аллах повелел совершать (намаз, пост и т.п.) и несовершение того, что Аллах запретил (пить вино, совершать прелюбодеяние и т.п.)
Многие же ранние ученые говорили, что иман — это вера в сердце, подтверждение языком и выполнение столпов ислама, то есть, согласно этому мнению, дела являются неотъемлемой частью имана.
Но следует ли из этого утверждения, что не выполняющий предписания ислама не является верующим, поскольку у него отсутствует одна из составных частей имана? Такие секты, как хариджиты (хаваридж) и муʼтазилиты, считали, что такой человек не является верующим.
Имамы же ахлю-с-сунна, как понимают их слова более поздние ученые, имели в виду, что дела являются частью совершенного, полноценного имана, не выполняющий предписания ислама не перестает быть верующим. Если это толкование верно, тогда между нами – теми, кто утверждает, что дела не являются частью самого имана, и учеными, говорившими, что иман – это вера в сердце, произнесение шахады и выполнение столпов ислама, расхождение всего лишь словесное. Все мы согласны, что совершенство имана достигается через практику положений нашей религии.
Наши ученые доказывают положение, что дела не являются частью самого имана, тремя основными способами:
1. Иман и дела очень часто в Коране идут через союз «и», что в арабском языке (как и в русском) означает, что это не одно и то же.
Так, Всевышний Аллах говорит:
وَبَشِّرِ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ
«И обрадуй (о Мухаммад) тех, кто уверовал и (при этом) совершал благие дела, тем, что для них (приготовлены райские) сады» (сура «аль-Бакара», аят 25).
2. Иман в Коране обозначается как условие принятия благих дел. Очевидно, что условие не обуславливает само себя.
Всевышний Аллах говорит:
وَمَن يَعْمَلْ مِنَ الصَّالِحَاتِ مِن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَـٰئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ
«А мужчины и женщины, которые совершают благие дела, будучи верующими, войдут в Рай» (сура «ан-Ниса», аят 124).
3. Аллах называет верующим того, кто не выполняет некоторые из дел:
إِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
«И если две группы верующих станут воевать между собой, то примирите их» (сура «аль-Худжурат», аят 9).
Таким образом, мы отчетливо видим, что дела не являются частью самого имана, но совершенного имана без благих дел не бывает.
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин