Вначале было Слово…
Ближневосточное искусство ученые делят на исламское и доисламское. Уже это разделение дает понять, что основой исламского искусства стала религия ислам и ее составляющие – Коран и Сунна.
Тем удивительнее, что вся исламская культура возникла из Божественного откровения, выраженного в словах арабского языка и зафиксированного в форме религиозных догм.
Подобно Откровению исламская культура своей основой имела Слово, которое не видимо, но его письменная фиксация уже придала ему форму и породила искусство каллиграфии – художественный способ оформления священных текстов.
Таким образом метафорически Слово прочертило своеобразную траекторию из мира Сокрытого (аляму-ль-гайб) в мир физический (аляму-ш-шахада)
Слово, с одной стороны, не имеет формы, а с другой – распространяется в физическом мире как звуковая волна, попадая в ухо в виде колебаний, оно воздействует на сознание человека, которое также не имеет формы.
Откровение от Аллаха пришло из Мира Повеления (алям-аль-амр) к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует и это можно назвать «вертикальным» ниспосланием, которое по-арабски отображается словом «нузуль» (схождение вниз), а затем продолжило движение по горизонтали – (по-арабски «бааса» – «посылать»), а затем, уже будучи зафиксированным, распространялось в том числе и письменно («расаля»).
Сначала возникло искусство чтения Корана, его звуковое воспроизведение, затем – искусство записи, породившее от своего родоначальника, куфического шрифта, множество различных стилей.
Изображение Слов Аллаха в форме красивых букв происходит в соответствии с метафизическим законом манифестации – превращения невидимого в видимое, не имеющего формы – в формализованное.
Это связано с необходимостью постоянного напоминания человеку о том, что помимо этой земной жизни существует еще и Высшая Реальность, что есть еще жизнь вечная, с которой человек связан невидимыми глазу, но, тем не менее, реальными связями, которые установлены самим Творцом, давшим человеку Свой Закон, выраженный в религиозных догмах, зафиксированных в Священных Текстах.
Непосредственно из каллиграфии происходят геометрические узоры, получившие широкое распространение в исламском искусстве. Это так же напоминание о том, что вся множественность существующих форм сводится в итоге к Одному, главному элементу. Узоры – это напоминание человеку о том, что Аллах Един и что все существующее в мире «знамение для людей разумеющих».
В отличие от западного искусства, которое развивалось от простого к сложному, облекаясь во все более и более изощренные формы и доходя во многих случаях до транслирования извращенных взглядов на реальность и попрания всяких и всяческих моральных норм, пора расцвета исламского искусства приходится на средние века, а затем наступает период упадка.
Его каноны остаются неизменными на протяжении веков, и дело в том, что идея единства Бога – стержень и суть исламского искусства, позволяет каждому мусульманину совершить духовное «путешествие» к Творцу всего сущего, которое существует в различных формах.
Ильдар Мухамеджанов