• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Средневековый детектив: кто же спроектировал Тадж-Махал?

Время чтения: 5 мин
3982

Средневековый детектив: кто же спроектировал Тадж-Махал?

На христианском кладбище пакистанского города Лахор среди бесчисленных могил европейских плантаторов, выращивавших в этих краях растение индиго из которого и сейчас делают промышленные красители, затерялась могила человека, который, согласно преданию был казнен после того как спроектировал знаменитый мавзолей Тадж Махал.

По крайне мере, так утверждают местные старожилы.

Звали его Джеронимо Веронео и был он родом из Венеции, а казнили его в 1640 году по приказу могольского императора Шах Джахана после долгого заключения в Лахорской крепости.

В исторических хрониках действительно зафиксировано, что Веронео был казнен, причем палачом в этом случае выступил португальский католический миссионер падре Жозеф де Кастро, который умертвил венецианца по приказу могольского императора, не хотевшего, чтобы мусульманин или индус взял на себя ответственность за лишение жизни христианина.

Официальным архитектором и строителем Тадж Махала всегда считался Устаз Ахмед Лахори. В этом ему помогал известный османский архитектор Исмаил-эфенди, который, в свою очередь, спроектировал купола и полусводы мавзолея.

После завершения строительства Ахмед Лахори пригласил на работу своего друга и земляка Казим Хана, который выполнил настенные инкрустации мавзолея, в том числе и из золота.

Другие настенные узоры были выполнены Устазом Исой, мастером настенной росписи из Османской империи.

Так откуда же появился Джернимо Веронео?

Эта версия базируется на рассказах представителя католического монашеского ордена Августинцев падре Манрике, который приехал в город Агра в 1640 году.

Его дневники были опубликованы в Лиссабоне после его смерти. Именно в них он выдвинул предположение, что Веронео спроектировал Тадж Махал, но император передал его чертежи Устазу Ахмеду.

Это предположение, в свою очередь, основано на его разговоре с падре Жозефом де Кастро, казнившим Веронео, и рассказавшем о «венецианце по имени Джеронимо, который прибыл в Индию на португальском корабле и был казнен мной в городе Лахор…»

Вполне понятно, что падре Манрике никогда не видел Веронео и приехал в Лахор после того как тот был уже казнен и только из слов падре де Кастро становится понятно, что перед казнью Веронео сообщил ему, что причиной его смертного приговора стало то, что он спроектировал Тадж Махал.

Из исторических документов, в том числе приговора суда, который сохранился до наших дней, известно, что Веронео был ювелиром и не просто ремесленником, а настоящим мастером своего дела, изготовлявшим эксклюзивные дизайнерские украшения. Он был замешан в хищении золота при изготовлении ювелирных украшений для членов семьи императора.

Его также обвинили в хищении нескольких особо ценных драгоценных камней, включая крупный алмаз.

Все похищенные драгоценности были найдены у него при обыске, и за это он был приговорен к смерти.

Но как уже говорилось выше, император не хотел осложнений в отношениях с европейцами и поэтому приказал совершить казнь единоверцу Веронео, христианскому священнику. Почему христианский священник согласился выполнить этот приказ могольского императора, история умалчивает.

Согласно официальному сообщению после казни Веронео был похоронен на христианском кладбище Нила Гумбад в Лахоре.

Теория о том, что Веронео спроектировал Тадж Махал по известным причинам в некотором роде поддерживается кое-где в Европе, в особенности, в Италии. Но против нее есть солидные опровержения.

Единственным ее основанием служат рассказы падре Манрике.

С другой стороны широко известно, что Устаз Ахмед собрал целый коллектив специалистов: кроме своего земляка и друга Казим Хана он пригласил мастера мозаичных панно из Дели Чиранджи Лала, из Шираза (Персия) был пригашен мастер каллиграфии Аманат Хан, из Балушистана –мастер-камнерез Амир Али.

Главными архитекторами были Устаз Ахмед Лахори и турок Устаз Иса.

Считается, что сам император обсуждал с ними детали дизайна мавзолея.

Кроме этого стоит упомянуть и мастера мраморной отделки Мухаммада Ханифа из Мултана, который принимал активное участие в отделочных работах.

Главными контролерами стройки были Мукримат Хан из Дели и Мир Абдул Карим из Шираза.

Любопытно и то, сколько мастера получили за свою работу.

Так, Устаз Иса получил 1000 рупий, что равно стоимости 333 толы (единица измерения веса. 1 тола равна 11,6638 грамма) золота.

Устаз Исмаил-эфенди получил 500 рупий, Казим Хан -295 рупий, Мухаммад Ханиф – 1000 рупий, мастер-каллиграф Ахмад Хан из Шираза - 1000 рупий.

В Индии и Пакистане существует расхожий миф о том, что по приказу Шах-Джахана многие из архитекторов и мастеров, принявших участие в строительстве, были жестко убиты и расчленены. Существуют байки, что многие строители подписывали специальный договор, согласно которому они обязались никогда не строить что-либо похожее на Тадж-Махал, что Устаз Ахмед был ослеплен, а руки его были отрублены.

Это не подтверждено никакими реальными данными. Ахмед Лахори вернулся к себе на родину в Лахор, дожил до старости и умер своей смертью очень уважаемым человеком, успев до этого спроектировать знаменитый лахорский Красный форт. Его потомки также были известными строителями.

Но, как бы там ни было, никто из тех, кто принял участие в этой грандиозной стройке, больше в своей жизни не построил ничего подобного.

Ильдар Мухамеджанов

 

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle