• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Религиозная терпимость в исламе

Время чтения: 4 мин
9720

Находясь при смерти халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, продиктовал завещание, в котором дал все необходимые распоряжения следующему халифу.

В конце он велел ему строго соблюдать права не-мусульманских меньшинств (зимми), с которыми у мусульман был договор.

Это тем более удивительно, учитывая, что Умар, да будет доволен им Аллах, мучился от раны отравленным кинжалом, нанесенной  во время покушения на его жизнь во время утренней молитвы.

Стоит также учитывать, что он был правителем уже огромной территории, простиравшейся от Египта до Персии.

Не хватает фантазии представить, как бы поступили бы современные правители в случае покушения на них, если они вмешиваются в дела и бомбят независимые государства только лишь потому, что те не подчиняются их политическому  диктату.

Тем более  примечательно служит напутствие халифа Умара своему преемнику о том, чтобы он соблюдал договора с людьми, которые и так зависят во всем от него.

Это правило неукоснительно соблюдалось в течение столетий. Достаточно привести пример Палестины, когда даже после всех жестокостей Крестовых походов главные святыни христианства – «храм Гроба господня» в Иерусалиме и «Церковь Рождества» в Вифлееме не пострадали.  В отличие от тех же крестоносцев, превративших мечеть Аль-Акса в конюшню мусульмане, руководствуясь предписаниями Корана, сохранили священные места христиан и иудеев в неприкосновенности.
Каждый мусульманин знает, что Коран и хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предписывают мусульманам охранять жизнь, имущество и религиозные свободы  немусульман, являющихся гражданами исламского государства. 

Нарушение этих прав считается грехом, за который мусульманин может понести наказание от государства в этом мире, а в Судный день любой немусульманин сможет потребовать справедливости от самого Творца, если он пострадал от рук мусульман.

При этом не идет речи о насильственной смене веры.

В результате этого на Ближнем Востоке уже в средние века установился порядок во взаимоотношениях между приверженцами различных религий. Примечательно, что иудеи, изгнанные из Испании, нашли прибежище среди мусульман. Все немусульманские этносы, проживавшие в мусульманских странах: копты, арабы-христиане,  греки, сербы, болгары, македонцы, молдаване, и другие  сохранились сами, сохранили и свою религию, и культуру, и письменность, и обычаи, и храмы, и духовенство.

Никто не проводил массовой насильственной «исламизации». И это в условиях, когда никакие европейские и  иные государства не могли, даже если бы и захотели, защитить права своих единоверцев.

Если бы мусульмане по тем или иным причинам захотели бы расправиться со всеми, кто не исповедовал ислам, они могли это спокойно сделать после отражения Крестовых походов в XIV веке, или после взятия Константинополя в 1452 году. Никто был не в состоянии им помешать.

Европа в те времена замирала от страха, приходя в ужа лишь от одного упоминания «сарацин» или «турок». После провалов попыток военного завоевания Ближнего Востока мусульман старались лишний раз не раздражать.  

Такое гуманное отношение к людям – суть исламского учения.

Ислам учит, что земная жизнь – это испытание и человек сам может выбрать себе дорогу в рай или в ад.

Пророки посылаются Создателем для того чтобы объяснить какие пути ведут к вечному блаженству, а какие – в адское пламя. 

Что касается простых мусульман, то их обязанность  - рассказать об исламе всем людям, но ни в коем случае не заставлять их насильно  делать религиозный выбор. 

До тех пор пока мусульмане придерживались своей религии, их невозможно было упрекнуть в религиозной нетерпимости. Она начала проявляться лишь тогда когда, увлекшись новыми социальными учениями, в том числе национализмом в его разных проявлениях, они отошли от заветов религии.

Запад проделал тот же путь, изгнав религию из общественного пространства, вытеснил на обочину общественной жизни и сделал частной проблемой любого отдельного человека, объявив свободу совести, то есть свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Однако  государство было объявлено территорией секуляризма. То есть влияние религии на принятие управленческих решений было полностью исключено.

Тем не менее, в плане гарантии личных прав Запад достиг тех же результатов, что и исламская государственная система лишь к концу XIX века, да и то не в полном объеме.

Вопросы защиты национальных и религиозных меньшинств и гарантий их прав на исповедание своей  религии стали выноситься на повестку дня различных международных организаций лишь после Второй мировой войны.

Но и сейчас в некоторых европейских странах именно мусульмане ограничены в своих правах на исповедание религии. Оскорбление их религиозных чувств  подается как защита «свободы слова».

Для мусульман религиозная терпимость – это не тема для политических игр и спекуляций. Это серьезная религиозная обязанность. Именно религиозный человек, осознающий свою ответственность перед Творцом, а не перед спонсорами предвыборной кампании  реально может противостоять религиозной нетерпимости неизменно и постоянно, разоблачая, в том числе, и оскорбление религии, подаваемое под видом «толерантности».

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle