Распространение ислама на Яванском архипелаге
Процесс исламизации малайцев слабо освещен в литературе из-за недостатка исторических документов и археологических доказательств. Определенно можно сказать лишь одно: на архипелаг никто не вторгался и не устанавливал новую религию насильственным путём.
Через Индийский океан поддерживались коммерческие и культурные связи между островами Яванского архипелага и странами, расположенными к западу от него. До ислама местное население исповедовало буддизм и индуизм.
В течение столетий исламским призывом здесь занимались торговцы и суфии из арабского мира и Индии. Так как торговля являлась главным занятием населения прибрежной полосы Суматры, Явы и восточного архипелага, ислам распространялся здесь быстрее, чем в глубине островной территории.
Поворотным пунктом в истории ислама в регионе стал процесс принятия новой религии местными правителями и наречение их новыми, исламскими именами. В яванских исторических хрониках этому, на удивление, уделяется не так уж много внимания, но все они упоминают о десяти или девяти святых (вали), которые убедили местных правителей принять ислам, зачастую, при помощи чудес (карамат), которыми они обладали.
Без сомнения, определённое число мусульман осело на разных островах архипелага еще в первые века существования исламского халифата. В исторических хрониках китайской династии Танг (618-907) упоминаются арабские торговцы, которые останавливались в индонезийских портах на пути в китайский город Гуаньчжоу и другие китайские порты.
Однако, исследователи датируют начало принятия ислама малайскими правителями и знатью XIII веком.
На многих островах архипелага местное население противилось принятию новой религии. Например, на Амбоне оно было обращено в христианство европейцами, а на других продолжало придерживаться прежних верований, не смотря на соседство с исламскими государственными образованиями.
Это касается, прежде всего, небольших анклавов на острове Ява и древнего острова Бали, где анимисты и индуисты создали довольно своеобразную и самобытную культуру, значительно отличающуюся от остальных культур региона.
Первым надежным свидетельством об исламе на Яванском архипелаге являются путевые заметки венецианского путешественника Марко Поло, который на обратном пути из Китая в 1292 году высадился на северной Суматре и описал мусульманский город Перак.
Как явствует из надписи, сохранившейся на колонне и датированной 1297 годом, первым правителем Самудры – другого суматранского государства был мусульманин. Знаменитый арабский путешественник ибн Баттута посетивший его в 1345-46 годах уточнил, что он был суннитом. Надписи XIV века, найденные на Суматре, сделаны арабским шрифтом, а не на предшествовавшем ему санскрите.
В этот же период мусульманами Явы и Суматры были налажены важные контакты с Китаем.
Китайский адмирал-мусульманин Чжен Хе посетил эти территории с официальными визитами в сопровождении эскадры кораблей между 1405 и 1433 годами.
Центром распространения ислама была Мелака – крупный порт, расположенный в Малаккском проливе и контролировавший большую часть торговли в архипелаге в XV веке. Торговцы из этого города распространяли ислам на побережье всех крупных островов. По сообщениям португальского хроникера 16 века Томе Пиреса большая часть жителей Суматры к тому времени уже были мусульманами.
В Восточной Индонезии распространение ислама продолжалось на протяжении всего XVI и XVII веков. Нередко это происходило в жесткой конкуренции с агрессивным прозелитизмом христианских миссионеров. В 1605 году правитель южного Сулавеси принял ислам и распространил его среди своих вассалов.
Мусульманские миссионеры были посланы на острова Ломбок, Сулавеси и Калимантан и продолжали свою активную проповедь на этих территориях до конца XVII века.
На Яве процесс исламизации из-за ее сравнительной изоляции и приверженности местного населения традиционным верованиям занял продолжительное время.
Раньше всего ислам пришел на северное побережье Явы.
Правители самого сильного государства на Яве – Матарама благосклонно относились к проповеди ислама на своей территории и разрешали строительство мусульманских школ и создание исламских общин. Его правитель Агунг подчинил себе другие яванские государственные образования и принял титул мусульманского султана в 1641 году.
Ильдар Мухамеджанов
Понравился материал? Пожалуйста, сделайте репост!