Лондон мусульманский
Англия имеет давние связи с арабским и мусульманским миром.
Многие из ее бывших колоний населены мусульманами, которые стали прибывать в столицу Британской, тогда еще империи, уже во второй половине XIX века.
Первые упоминания о мусульманской общине Лондона относятся к 90-м годам XIX века.
Именно в то время в Восточном Лондоне возникла официальная мусульманская организация, которая приспособила три здания на «1’s Commercial Road» под молельные дома, а первая настоящая мечеть появилась в британской столице в 1899 году.
Как свидетельствуют документы тех лет, главную роль в ее строительстве сыграли матросы британского торгового флота родом из Сомали и Йемена.
Интересно отметить, что в то время в пределах Британской колониальной империи, «над которой никогда не заходило солнце» проживало больше мусульман, чем христиан, но они не имели никаких гражданских и политических прав.
Поэтому активную помощь мусульманам в деле возведения их культового здания оказал лорд Ротшильд.
Известный английский писатель-сатирик Генри Мэттью оставил много заметок о житье-бытье мигрантов из разных концов Британской империи в Лондоне. Согласно его описаниям жили они очень небогато, зачастую даже бедно и не оставили сколь-нибудь заметных следов ни в топонимике, ни в культурных традициях британской столицы.
В 30-х годах уже XX века Лондон вновь накрыла волна арабо-мусульманских мигрантов, теперь уже из Ирака. В 50-х годах тут уже обосновались марокканцы, заселившие в основном Северный Кенсингтон и Ист Энд.
В 70-х годах уже был издан первый арабский путеводитель по Лондону, но в нем содержались сведения не только об арабских, но и других мусульманских общинах города, ведь самыми многочисленными из них и поныне являются пакистанская и община выходцев из Бангладеш (бывшая территория Британской Индии), а так же турецкая.
Всего в Лондоне в настоящее время проживает около 650 тысяч мусульман.
Самая крупная лондонская мечеть - Центральная, расположенная в Ридженс-парке на границе между Вестминстером и Кемденом, была построена в 1977 году.
Всего в Лондоне в настоящее время насчитывается более 100 мечетей.
Как правило, это религиозные центры различных этнических общин.
Например, пакистанцам принадлежат мечети Западного Лондона, Мохаммеди Парк Масджид, Абубакр и Сентрал Джамия Масджид в Илинге, Эбби Милс, Кувват уль-Ислам, Джамия Масджид и Мадина Масджид в Ньюхэме, Дарул Улум в Бромли, Кройдон Масджид в Кройдоне, Хендон Масджид в Барнете, Тутинг в Ламбете, Саутфилдс в Вансворде, Центральные мечети Брента и Уэмбли, мечеть Имама Хусейна в Бренте, мечеть мусульманской ассоциации Норт Вест Кент в Бексли, мечеть Аль-Мадина в Баркинге, а также Джамия Масджид Исламик Сентр в Илинге, Исламские центры в Люишеме, Бренте и Харроу, Исламские центры Англии и Фонда Дар аль-Ислам в Бренте.
Главными религиозными центрами выходцев из Бангладеш являются мечеть Восточного Лондона с примыкающим Лондонским исламским центром, мечети Брик Лейн Джама Масджид, Байтул Аман и Маркази, учебный центр Дарул Хадис Латифия в районе Тауэр Хэмлетс.
Главным религиозным центром арабов-мусульман является Центральная Лондонская мечеть в Вестминстере.
Мусульмане Лондона довольно активны и это бросается в глаза, например, во время священного месяца Рамадан.
В лондонском районе Вестминстер находятся арабские этнические анклавы, которые неофициально называют «маленький Бейрут» и «маленький Каир» и существует неповторимая атмосфера арабских улиц с целой вереницей магазинчиков, ресторанчиков и пекарен, вытянувшихся вдоль дорог.
Эти анклавы очень популярны как у туристов, так и у лондонцев, ищущих экзотики в повседневной жизни.
Здесь можно посетить бесчисленные этнические магазинчики, открытые допоздна в отличие от большинства лондонских торговых центров, в которых продаются арабские специи и пряности, и бесчисленные сувениры.
Отдельно следует отметить, что множество мусульман, выходцев из Пакистана и Бангладеш заняты в ресторанном бизнесе. Почти 90% ресторанов индийской кухни принадлежат именно им.
Лондон – космополитичный мегаполис и принимает всех, особенно у кого есть деньги, учитывая колониальное прошлое Великобритании.
Мусульмане Лондона, в качестве точки отсчета своей идентичности принимают этническую принадлежность. Общность языка помогает адаптироваться вновь прибывшим.
С другой стороны молодежь, имеющая разное этническое происхождение, но родившаяся уже в Великобритании и владеющая английским языком уже смотрит поверх этнических барьеров и всерьез задумывается об исламском единстве.
Ильдар Мухамеджанов