Как османы помогали протестантам
Считается, что эпоха Возрождения началась тогда, когда Европа вышла из средних веков, которые многие историки на Западе называют «темным временем», и приняла гуманистические ценности. Однако далеко не все помнят, что практически одновременно на континенте развернулась так называемая Реформация – религиозное движение, оппозиционное католичеству, ратовавшее за пересмотр его религиозных догм.
И не случайно на эту новую эпоху в истории Европы приходятся кровопролитные религиозные войны и преследование тех, кого католическая церковь объявила еретиками, и которые сами себя называли протестантами. Многим бы сейчас это показалось удивительным, но тогда протестанты из разных стран находили убежище в Османской империи, которая не делала различий между христианами разных деноминаций и всех их рассматривала как «людей Писания».
Османская и австрийская империи
В религиозные дела вмешивался и еще один фактор – политический. Османская империя, находившаяся тогда на пике политического и военного могущества, вела непрекращающиеся войны с австрийской империей Габсбургов за контроль над Европой.
Австрийский император Карл V и его брат Фердинанд были оба ревностными католиками, поклявшимися уничтожить протестантизм на территории своей империи и одновременно ведшими войну с «ужасными турками». По иронии судьбы, Габсбурги были вынуждены смягчать свою позицию по отношению к протестантам, нуждаясь в союзниках для продолжения борьбы с османами.
Серия побед османов, начавшаяся битвой при Мохаче и продолжившаяся взятием Буды и Белграда, заставила Габсбургов трепетать так, что в 1531 году Карл писал своей жене: «Турецкая угроза так велика, что я уже подумал о союзе с лютеранами с целью предотвратить большее бедствие».
Протестанты же, в свою очередь, связывали уступки, сделанные им Габсбургами с результатом наступательной деятельности османов. Таким образом Османская империя содействовала легитимации протестантизма в Европе.
В завоеванной Венгрии османы проводили политику религиозного равенства среди христиан. Например, когда католические священники в Буде в 1548 году потребовали казни протестантского проповедника, паша, управлявший городом, не только отверг это требование, но издал указ веротерпимости и разрешил протестантским проповедникам проповедовать везде и всюду свободно и безопасно.
А уже через 20 лет после этого в венгерской (ныне румынской) провинции Трансильвания местный правитель – вассал Османской империи князь Янош II Запольяи принял Тордский эдикт (по названию деревни Торда), который историки считают первым европейским документом, провозглашавшим свободу вероисповедания для приверженцев разных христианских деноминаций: католиков, лютеран, кальвинистов и унитаристов.
Это событие произошло за 4 года до того как во Франции произошло массовое убийство протестантов, известное в истории как Варфоломеевская ночь и в то самое время когда в Нидерландах испанцы огнем и мечом уничтожали всех не согласных с догматами католицизма.
Протестанты голландии
Все это заставило лидера голландских протестантских кругов Вильгельма I Оранского с помощью французских дипломатов обратиться с просьбой о поддержке к Османской империи. Султан Сулейман Кануни предложил прямую военную помощь голландцам, восставшим против религиозного диктата испанцев, и написал письмо-обращение лютеранам Фландрии с предложением помощи войсками. В этом письме Сулейман подчеркивал, что вера протестантов ему более понятна «так как они не поклоняются идолам, верят в единого Бога и воевали против папы и императора». Лозунгом морских голландских повстанцев - гёзов стал девиз: «Лучше турки, чем Папа». На своем знамени они изобразили полумесяц, а на головных уборах так же носили эмблему с изображением этого османского символа.
Лидеры протестантов считали османские завоевания «настоящей Божьей милостью», а возможность свободного исповедания своей религии теми из них, кто жил на землях Османской империи казались идеалом для тех последователей протестантизма, которые оставались в империи Габсбургов.
А Европе пришлось пройти через ад религиозных войн и Контрреформации, пока, наконец, через десятки лет кровопролития здесь смогла утвердиться истинная религиозная толерантность.
Ильдар Мухамеджанов
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост!