• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как ислам проник в султанат Бруней

4455

китайский торговец-мусульманин прибыл в Бруней в 10 веке. Его звали Пу-лу-шиех.

китайский торговец-мусульманин прибыл в Бруней в 10 веке. Его звали Пу-лу-шиех.

Точно не известно, когда мусульмане появились на территории султаната Бруней, однако находки археологов, среди которых могильные камни, доказывают, что уже в 12 веке здесь исполнялись мусульманские обряды. Надпись на одном из камней, где выбито имя китайского мусульманина Пу Кунг Чи-му, похороненного в 1264 году, свидетельствует, что мусульмане на территории султаната появились по крайне мере за сто лет до того, как местный правитель Аванг Алак Бететас принял ислам и стал султаном Мухаммадом Шахом – первым мусульманским властителем Брунея.

Имя «Пу» на китайском языке означает, что человек являлся мусульманином. В ходе дальнейших исследований было установлено, что Пу Кунг Чи-му был родом из города Гуанчжоу, где во время правления династии Сунг плотно обосновались арабские и персидские торговцы.

Согласно китайским хроникам, которые цитирует В.П. Гроневельдт в своих «Заметках о Малайском архипелаге и Малакке, основанных на китайских источниках» от 1880 года, один китайский торговец-мусульманин прибыл в Бруней в 10 веке. Его звали Пу-лу-шиех. Согласно более поздним исследованиям это китайская транскрипция арабского имени Абу ль-Лайс.

В Брунее тогда правил король по имени Хианг-та. В честь прибывшего торговца-дипломата из Китая он устроил пышную церемонию. Принимая во внимание этот факт, можно отнести начало распространения ислама в Брунее к 977 году.

Интересно и примечательно, что ответную миссию ко двору китайского императора также возглавлял мусульманин Пу-Али (Абу Али).

Можно сделать вывод, что Абу Али должен был занимать высокое положение при дворе брунейского короля, если он был назначен посланником в Китай и что хоть и брунейский монарх сам не был мусульманином, по крайней мере, некоторые его придворные были последователями ислама.

Ряд европейских историков утверждает, что ислам в Брунее стал распространяться лишь в 15 веке. Однако из дворцовых книг времен  китайского императора Минг Ши можно узнать, что в 1370 году Брунеем правил король по имени Ма-хо-мо-са. Некоторые исследователи говорят, что это китайская транскрипция имени «Мухаммад Шах» – первого мусульманского правителя Брунея.

Английский востоковед Роберт Николл пытался оспорить эту гипотезу и в 1980 году  опубликовал свои «Заметки по поводу некоторых противоречивых вопросов в истории Брунея». Он, в частности, утверждал, что имя Ма-хо-мо-са можно произносить как Маха Мокса – «Великая Вечность», имя, скорее характерное для буддистов, и на этом основании делает вывод, что правитель Брунея еще в начале 15 века не был мусульманином. Ему вторит другой английский востоковед – Пеллиот, который на основе китайской транскрипции имени другого брунейского короля Ма-на-джо-киа-най-най утверждает, что надо его читать как Махараджа Карна, таким образом намекая чуть ли не на индийское его  происхождение.

Брунейские историки опровергают эту гипотезу, объясняя, что это китайская транскрипция имени султана Абдул Маджида, второго счету мусульманского правителя  Брунея.

Николл далее утверждает, что султан Мухаммад Шах принял ислам в 16 веке, а не в 14, как это широко известно. Брунейские историки в свою очередь, сообщают, что он принял ислам в 1376 году и правил до 1402 года. Его же наследником был султан Абдул Маджид Хасан.

Скорее всего было две волны исламизации Брунея.

Первая – торговцы из Аравии, Персии и Китая.

Вторая – после принятия ислама султаном Мухаммадом Шахом.  Естественно, что после того как сам глава государства принял ислам, исламизация ускорилась.

Исламский призыв на территории Брунея возглавил Сияриф Али, который принадлежал к благородному роду потомков пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Он прибыл в Бруней  из Таифа и построил мечеть. Его сподвижниками были Малик Ибрагим, который проповедовал ислам на  острове Ява, Зайналь Абидин, проповедовавший в Малакке, Абу Бакр (Сиярифуль Хашим), проповедовавший на острове Сулу и Кебунгсуан, проповедовавший на острове Минданао.

Сияриф Али женился на дочери султана и после его смерти  унаследовал трон. В истории Брунея он фигурирует как султан Беркат (благословенный султан).

Он сам  произносил проповеди с минбара мечети по пятницам и таким образом продолжал свою деятельность проповедника, возглавляя государство.

Его активность не ограничивалась только территорией Брунея. Он  также посещал с проповеднической миссией остров Ява и пытался призвать к исламу местного правителя Маджапахита.

С его помощью ислам распространился не только на Борнео, но и на севере Филиппин.

В 16 веке в Брунее была построена огромная по тем временам мечеть. Испанский путешественник Алонсо Бертран описывает ее как пятиэтажное здание, стоящее на воде. К сожалению, она была разрушена теми же испанцами в июне 1578 года.

К 16 веку ислам прочно закрепился в Брунее. В это же время султан Хасан, девятый султан Брунея, ввел законы шариата на его территории. На сегодняшний день ислам является официальной религией этого государства.

Ильдар Мухамеджанов

Комментарии

Яндекс.Метрика