Иерусалим времен халифа Умара (р.а.)
Иерусалим издавна был предметом спора между двумя могущественными империями – Византийской и Персидской.
В 614 году персы захватили святой город и разграбили его, разрушили храм «Гроба Господня» и истребив около 90 тысяч христиан, населявших город. Византийцам удалось отвоевать город в 628 году. Из-за того, что по некоторым данным иудеи помогали персам, император Ираклий запретил им молиться на Храмовой горе и у Стены плача.
После смерти пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует в 632 году его преемником (халифом) стал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Во время его правления Аравийский полуостров полностью перешел под власть мусульман.
В 634 году он умер, и власть перешла к Умару ибн аль-Хаттабу, который стал расширять халифат по всем направлениям.
Победа мусульман в битве при Ярмуке в 636 году стала сильнейшим ударом для Византии, а ряд городов, в том числе и Дамаск, перешли в руки мусульман.
В ноябре мусульмане подошли к Иерусалиму и осадили его.
Через четыре месяца осады патриарх Софроний, который управлял святым городом, понял, что сопротивление бесполезно и принял решение сдать город.
Однако Софроний согласился передать ключи от города лишь прямо в руки халифа Умара ибн аль-Хаттаба.
Среди мусульман возникли разногласия: должен ли халиф принять эти условия, учитывая, что византийцы больше не могли оказывать вооруженного сопротивления?
В Медине Умар собрал совет, чтобы обсудить ситуацию. Зять пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, известный своей мудростью сказал, что Иерусалим также свят для мусульман, как и для христиан, и, учитывая это обстоятельство, было бы желательно, чтобы сам халиф принял его капитуляцию. Халиф Умар принял этот совет Али.
Он отправился в Иерусалим безо всякого эскорта, сопровождаемый лишь одним слугой на одном-единственном верблюде. В пути он и его слуга по очереди менялись местами: какое-то время слуга шел пешком, а Умар ехал верхом, а по прошествии этого времени Умар спешивался, а его слуга садился на верблюда.
Оба они были примерно одинаково одеты, и никто не мог отличить слугу от главы государства.
При подъезде к Иерусалиму подошла очередь слуге садиться на верблюда. Он пытался уговорить халифа сесть вместо него, но тот отказался. Когда кто-то посоветовал Умару одеть роскошные одежды, чтобы люди узнали, кто здесь правитель, он отказался, сказав, что его сила и статус определяются его верой, а не одеждой.
Софрониус передал ключи от города халифу, и он вошел в город.
Переход города под власть мусульман произошел совершенно мирно. Не было никаких грабежей, насилия и убийств. Все святыни христиан сохранились в неприкосновенности. Им было разрешено остаться и жить в городе.
Халиф Умар понимал всю важность этого города не только для христиан, но и для иудеев. Поэтому он разрешил им поселиться в Иерусалиме и совершать свои обряды на Храмовой горе.
Христиане продолжали свободно проводить свои религиозные службы.
Со временем Иерусалим стал местом обитания приверженцев разных религий.
Они расселились в разных кварталах, но их объединяло общее пространство города. Соседи желали друг другу мира и добра. В городе не было места ненависти и вражде, которые так характерны для Иерусалима сегодня.
Иерусалим был местом религиозного мира, поклонения и знания.
Сейчас это звучит нереально, но так оно и было. Никто не запрещал представителям разных религий жить и молиться в соответствии со своими обрядами, никто не разрушал их мест поклонения. Со всех концов тогдашнего цивилизованного мира в город беспрепятственно стекались паломники, которые славили Бога на разных языках. Колокольный звон смешивался с призывом муэдзина и это не вызвало отторжения и конфликтов.
Город находился под властью мусульман в течение 1193 года и за это время никто не покушался на его священный статус.
Мусульмане, в отличие от римлян и крестоносцев оставили в неприкосновенности все главные святыни христианства и иудаизма, хотя никто в том далеком 637 году, или позже, после изгнания крестоносцев не мог им помешать разрушить эти святыни до основания подобно тем же римлянам или персам. Однако уважение к другим религиям, которое Аллах предписал Своим рабам, было проявлено мусульманами не на словах, а на деле.
Именно им мировая цивилизация обязана тем, что Иерусалим сохранился как святыня трех религий.
Ильдар Мухамеджанов