• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Антисемитизм: сделано в Европе

Время чтения: 4 мин
4387

Источник: Russia Today

Источник: Russia Today

Родиной антисемитизма является Европа, и тому были свои причины: запутанные теологические отношения между христианством и иудаизмом, приверженцев которого обвиняли в смерти Иисуса и многовековое существование евреев на европейском континенте в качестве религиозного меньшинства.

Мусульмане же рассматривают христиан и иудеев как Людей Книги, в Коране содержатся многочисленные предписания мусульманам о том, как к ним относиться, и подчеркивается, что они, в отличие от язычников, обладают понятием о Единобожии, (хоть и искаженным) и о Божественном откровении.

В течение длительного времени в мусульманском мире выработалась практика взаимодействия между представителями этих трех религий.

Когда более четверти миллиона евреев были изгнаны испанцами из Гранады в 1492 году, они нашли убежище в Османской империи. Процветающие еврейские общины существовали в Салониках, Измире и Эдирне, а также на Балканах и в Анатолии.

Отношение к религиозным меньшинствам, особенно к христианам, стало меняться в конце XVIII - начале XIX веков. Османская империя вступила в полосу упадка и многие мусульмане стали смотреть на иноверцев как на «пятую колонну».

Защита религиозных меньшинств стала для европейцев удобным предлогом для вмешательства во внутренние дела Османской империи. При этом если Россия традиционно заботилась о православных, Франция – о католиках, то английским дипломатам было предписано покровительствовать евреям.

Однако, по иронии судьбы, «пальма первенства» в разжигании антисемитских настроений в арабском мире принадлежит именно христианам.

Одним из первых инцидентов подобного рода стало «Дамасское дело» 1840 года. Еврейского парикмахера обвинил в убийстве католического монаха. Его схватили, и он сознался под пыткой. Лидеры местной еврейской общины также пострадали: их заключили под стражу и один из них умер в тюрьме.

Во французской прессе в связи с этим появился ряд публикаций, направленных против еврейской общины Дамаска и евреев вообще.

В конце 19 века началась еврейская иммиграция в Палестину. Евреи бежали от погромов из Восточной Европы и России. Они покупали землю у местных землевладельцев. К 1914 году в Палестине их насчитывалось около 84 тысяч и им принадлежало 2% местной земли.

Враждебность между евреями и палестинцами стала нарастать, особенно после обнародования плана сионистов по созданию еврейского государства на территории Палестины и начала создания еврейских поселений. Религиозная напряженность также стала возрастать после претензий евреев на стену Бурак Священной мечети Аль-Акса (евреи называют ее «стена Плача»).

К 1931 году около 30 тысяч палестинцев лишились своей земли и были вынуждены переехать в города, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Среди них началась безработица и падение уровня жизни.

В 1930-35 годах в Палестину из Европы иммигрировало 152 тысячи евреев. Ими было организовано 291 еврейское поселение. Палестинцы как могли, сопротивлялись изъятию земли английскими колониальными властями.

В 1936-39 годах в Палестине произошли народные волнения, известные как «Великая Арабская революция» и хотя они были подавлены к 1939 году, Англия взяла на себя обязательство ограничивать еврейскую иммиграцию и не содействовать созданию государства только для евреев.

События в Палестине отразились и на отношении к евреям в соседних арабских странах.

В Египте, например, евреи занимали прочные позиции в бизнесе и общественной жизни. Депутаты-евреи избирались в Сенат. В Ираке еврей занимал пост министра финансов.

Однако после 1939 года отношение к ним стало меняться.

В 1945 году в Каире произошел первый еврейский погром, в ходе которого была сожжена синагога и еще несколько принадлежавших евреям зданий.

Евреи в арабских странах были поставлены в двусмысленное положение: их обвиняли в сотрудничестве с сионистами (что во многих случаях было правдой), они имели многочисленных родственников в Палестине и постепенно стали переселяться туда.
Представители арабских стран в свою очередь обвиняли мировые державы в поддержке требований сионистов о создании еврейского государства.

За пять дней до принятия резолюции ООН о разделе Палестины представитель делегации Египта предупредил: «Сами того не ведая, вы разжигаете такую ненависть к евреям на Ближнем Востоке, которая будет сильнее чем та, что была в Германии».

С начала арабо-израильского конфликта в Палестине юдофобия становилась все более и более популярной в арабском мире. Популярной стала литература вроде «Протоколов сионских мудрецов», а также рассуждения о том, что Холокоста никогда не было и он является выдумкой. Египетское телевидение в начале 2000-х годов даже умудрилось экранизировать «Протоколы», выпустив 30-серийный сериал под названием «Всадник без лошади».

Таким образом неприязнь арабов к евреям отличается от европейского антисемитизма: она была вызвана политическими и военными неудачами в борьбе с сионистской экспансией в Палестине и не питалась религиозными воззрениями.

Эту неприязнь поддерживает и Израиль, постоянно заявляющий о еврейском характере своей государственности.

Ильдар Мухамеджанов

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle