• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Канал культурного и духовного обмена: ислам на Шелковом пути в Южную Сибирь

Время чтения: 6 мин
746

Фото: elements.envato.com/ chuyu2014

Фото: elements.envato.com/ chuyu2014

«Великий шелковый путь» – древний караванный маршрут протяженностью более 12 тысяч километров: от запада Китая к государствам Средней Азии, через степи Казахстана и Ближний Восток к Средиземному морю. Помимо шелка караваны перевозили богатое разнообразие товаров.

Но маршрут соединял Евразию не только экономически – это был канал культурного и духовного обмена. Путь действовал примерно полторы тысячи лет и повлиял на развитие многих народов.

Шелк везли в западные страны тремя основными маршрутами, которые затрагивали и территории современной России. Северный путь проходил по степным дорогам Центральной Азии, затрагивая Южную Сибирь. Ее жители проживали на перекрестке древних дорог и речных путей.

Они и сами способствовали перемещению товарных потоков, испытывая влияние мировых цивилизаций и региональных культур. Из средневековых источников известно, что в IX–X веках основной маршрут Шелкового пути проходил через мусульманские регионы.

Фото: shutterstock.com/ Leonid studio

Фото: shutterstock.com/ Leonid studio

Ислам не являлся единственным источником духовности в Южной Сибири. Сосуществование с христианским учением и архаичными представлениями о мире воспитывало опыт толерантности. Житель Сибири выживал, следуя законам суровой природы, и ее почитание отразилось в становлении «сибирского ислама».

Особенность местного поклонения сложилась под влиянием суннизма из Центральной Азии. В границах сибирских природных и культурных пространств произошел синтез традиционного ислама и древних верований.

Сама природа Южной Сибири определила своеобразие протекающих внутри региона этнических и культурных процессов. Реки Енисей, Обь, Томь и Иртыш на востоке и Алтайские горы на западе служили барьерами от нападений, хоть и вполне преодолимыми. C юга и севера серьезных природных препятствий не существовало. Алтайский массив представлял надежную защиту от набегов. Но и нападавшие кочевники не спешили покидать комфортный район с многочисленными долинами и мягким климатом.

После утверждения ислама на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, в поисках новых знаний арабские и среднеазиатские путешественники добирались и до бассейнов рек Иртыш, Обь, Енисей. Коран, как минимум, в тринадцати аятах повелевает путешествовать по земле, чтобы люди извлекали урок из следов прошлых поколений. Дипломат и купец IX века Салам ат-Тарджуман оказался первым путешественником, описавшим башкирский народ, и возможно, добравшимся до Алтая.

Пейзажи Алтая, Сибирь. Фото: elements.envato.com/ NickBulanov

Пейзажи Алтая, Сибирь. Фото: elements.envato.com/ NickBulanov

Первым известным на сегодня памятником арабской эпиграфики в Сибири является печатка – сердоликовый кабошон с гравировкой в виде зеркально отображенной надписи: «Ал-Хасан ибн Мухаммад». По стилю изделие относят к ІХ-Х векам, но находка не дает оснований говорить о повсеместном распространении в регионе арабской письменности и ислама. Тем не менее, «первые страницы» сибирского ислама связаны с Алтаем, хотя активно религия стала распространяться по всей Сибири из Среднего Прииртышья.

Войдя в подчинение Золотой Орде, часть населения лесостепной зоны Сибири стала включаться в континентальные процессы. Большинство, в силу обстоятельств, оказались пассивными потребителями духовных и материальных продуктов мировых цивилизаций. Меньшинство, занятое в обслуживании коммуникаций Великого шелкового пути в районе Алтая, активно соприкасалось с торговцами, дипломатами и миссионерами из Европы и Центральной Азии, путешествующими дальше на восток.

Известно, что в первой четверти XIV века Узбек-хан, правитель Золотой Орды, провозгласил ислам в качестве государственной религии. Реформы могли повлиять на развитие мусульманского учения в средневековом государстве, однако, по большей части событие затронуло только аристократическую знать.

Рядовое население стало массово принимать ислам в XV веке. До этого периода можно говорить лишь о контактах с купцами из мусульманских регионов, выполнявших по совместительству миссионерскую деятельность.

Это был первый импульс в распространении идей и предметов, несущих отпечаток исламской культуры. Молодая религия поощряла новации, которые заключались в развитии ремесел и переходе к новым технологиям. Также установлено, что в XIII-XIV веках на Саяно-Алтае возникли фактории мусульман-купцов, установивших монополию на караванную торговлю.

Факт подтверждается исследованиями погребений по мусульманскому обряду на правом берегу Хемчика, близ устья Барлыка – по пути каравана в Китай.

Археологические исследования в Туве дают основания утверждать, что захоронения совершены по мусульманскому обряду – в грунтовых могильниках, на спине, с вытянутыми вдоль тела руками, с ориентацией на юго-запад. Иных свидетельств мусульманского погребального обряда не было обнаружено.

Татары Узбекистана: история старинной татарской деревни Ногай Курган

Хороховский мост через реку Катунь, Чемальский район, Республика Алтай Фото: elements.envato.com/ GalinkaZhi

Хороховский мост через реку Катунь, Чемальский район, Республика Алтай Фото: elements.envato.com/ GalinkaZhi

Погребальный культ связан с мировоззрением и традициями, и долго сохраняется в культуре. По этой причине некоторые ученые считают, что на основании находок дата проникновения ислама в Сибирь может быть изменена.

Большинство ученых сходятся во мнении, что ислам в Южной Сибири стал активно утверждаться в XIV-XVII веках. Расхождение мнений присутствует лишь в вопросе о принадлежности миссионеров: из Поволжья или Центральной Азии.

Формально Великий Шелковый путь перестал функционировать еще в XV веке, но его маршруты были актуальны спустя столетия благодаря мусульманам. Поволжские и среднеазиатские купцы, останавливая караваны, не забывали и о миссионерской деятельности, согласно заветам ислама.

Единичные контакты с представителями религии посеяли на территории Южной Сибири «зерна ислама». Ростки взошли на почве социальных и экономических изменений: процессы феодализации и классового расслоения, рост городских поселений, ремесленного производства и появление земледелия. Здесь нет попытки умалить заслуги других религий в жизни сибиряков.

Гибкая конструкция ислама оказалась более подходящей для тех обстоятельств и вызовов, перед которыми оказалось местное сообщество.

Опыт сотрудничества народов и государств на Великом Шелковом пути представляет собой яркий пример взаимопроникновения культур на евразийском пространстве. Изучение роли мусульман в этих процессах может оказаться полезным для укрепления современных связей государств этого региона.

Название «Новый шелковый путь» получил глобальный проект Китая, который активно им продвигается через Шанхайскую организацию сотрудничества. Как и прежде, внушительная часть нового пути будет проходить через Россию и мусульманские страны.

Мерв, Мосул, Алеппо – куда ведёт нас Шёлковый путь?

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle