Канал культурного и духовного обмена: ислам на Шелковом пути в Южную Сибирь
Фото: elements.envato.com/ chuyu2014
«Великий шелковый путь» – древний караванный маршрут протяженностью более 12 тысяч километров: от запада Китая к государствам Средней Азии, через степи Казахстана и Ближний Восток к Средиземному морю. Помимо шелка караваны перевозили богатое разнообразие товаров.
Но маршрут соединял Евразию не только экономически – это был канал культурного и духовного обмена. Путь действовал примерно полторы тысячи лет и повлиял на развитие многих народов.
Шелк везли в западные страны тремя основными маршрутами, которые затрагивали и территории современной России. Северный путь проходил по степным дорогам Центральной Азии, затрагивая Южную Сибирь. Ее жители проживали на перекрестке древних дорог и речных путей.
Они и сами способствовали перемещению товарных потоков, испытывая влияние мировых цивилизаций и региональных культур. Из средневековых источников известно, что в IX–X веках основной маршрут Шелкового пути проходил через мусульманские регионы.
Фото: shutterstock.com/ Leonid studio
Ислам не являлся единственным источником духовности в Южной Сибири. Сосуществование с христианским учением и архаичными представлениями о мире воспитывало опыт толерантности. Житель Сибири выживал, следуя законам суровой природы, и ее почитание отразилось в становлении «сибирского ислама».
Особенность местного поклонения сложилась под влиянием суннизма из Центральной Азии. В границах сибирских природных и культурных пространств произошел синтез традиционного ислама и древних верований.
Сама природа Южной Сибири определила своеобразие протекающих внутри региона этнических и культурных процессов. Реки Енисей, Обь, Томь и Иртыш на востоке и Алтайские горы на западе служили барьерами от нападений, хоть и вполне преодолимыми. C юга и севера серьезных природных препятствий не существовало. Алтайский массив представлял надежную защиту от набегов. Но и нападавшие кочевники не спешили покидать комфортный район с многочисленными долинами и мягким климатом.
После утверждения ислама на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, в поисках новых знаний арабские и среднеазиатские путешественники добирались и до бассейнов рек Иртыш, Обь, Енисей. Коран, как минимум, в тринадцати аятах повелевает путешествовать по земле, чтобы люди извлекали урок из следов прошлых поколений. Дипломат и купец IX века Салам ат-Тарджуман оказался первым путешественником, описавшим башкирский народ, и возможно, добравшимся до Алтая.
Пейзажи Алтая, Сибирь. Фото: elements.envato.com/ NickBulanov
Первым известным на сегодня памятником арабской эпиграфики в Сибири является печатка – сердоликовый кабошон с гравировкой в виде зеркально отображенной надписи: «Ал-Хасан ибн Мухаммад». По стилю изделие относят к ІХ-Х векам, но находка не дает оснований говорить о повсеместном распространении в регионе арабской письменности и ислама. Тем не менее, «первые страницы» сибирского ислама связаны с Алтаем, хотя активно религия стала распространяться по всей Сибири из Среднего Прииртышья.
Войдя в подчинение Золотой Орде, часть населения лесостепной зоны Сибири стала включаться в континентальные процессы. Большинство, в силу обстоятельств, оказались пассивными потребителями духовных и материальных продуктов мировых цивилизаций. Меньшинство, занятое в обслуживании коммуникаций Великого шелкового пути в районе Алтая, активно соприкасалось с торговцами, дипломатами и миссионерами из Европы и Центральной Азии, путешествующими дальше на восток.
Известно, что в первой четверти XIV века Узбек-хан, правитель Золотой Орды, провозгласил ислам в качестве государственной религии. Реформы могли повлиять на развитие мусульманского учения в средневековом государстве, однако, по большей части событие затронуло только аристократическую знать.
Рядовое население стало массово принимать ислам в XV веке. До этого периода можно говорить лишь о контактах с купцами из мусульманских регионов, выполнявших по совместительству миссионерскую деятельность.
Это был первый импульс в распространении идей и предметов, несущих отпечаток исламской культуры. Молодая религия поощряла новации, которые заключались в развитии ремесел и переходе к новым технологиям. Также установлено, что в XIII-XIV веках на Саяно-Алтае возникли фактории мусульман-купцов, установивших монополию на караванную торговлю.
Факт подтверждается исследованиями погребений по мусульманскому обряду на правом берегу Хемчика, близ устья Барлыка – по пути каравана в Китай.
Археологические исследования в Туве дают основания утверждать, что захоронения совершены по мусульманскому обряду – в грунтовых могильниках, на спине, с вытянутыми вдоль тела руками, с ориентацией на юго-запад. Иных свидетельств мусульманского погребального обряда не было обнаружено.
Татары Узбекистана: история старинной татарской деревни Ногай Курган
Погребальный культ связан с мировоззрением и традициями, и долго сохраняется в культуре. По этой причине некоторые ученые считают, что на основании находок дата проникновения ислама в Сибирь может быть изменена.
Большинство ученых сходятся во мнении, что ислам в Южной Сибири стал активно утверждаться в XIV-XVII веках. Расхождение мнений присутствует лишь в вопросе о принадлежности миссионеров: из Поволжья или Центральной Азии.
Формально Великий Шелковый путь перестал функционировать еще в XV веке, но его маршруты были актуальны спустя столетия благодаря мусульманам. Поволжские и среднеазиатские купцы, останавливая караваны, не забывали и о миссионерской деятельности, согласно заветам ислама.
Единичные контакты с представителями религии посеяли на территории Южной Сибири «зерна ислама». Ростки взошли на почве социальных и экономических изменений: процессы феодализации и классового расслоения, рост городских поселений, ремесленного производства и появление земледелия. Здесь нет попытки умалить заслуги других религий в жизни сибиряков.
Гибкая конструкция ислама оказалась более подходящей для тех обстоятельств и вызовов, перед которыми оказалось местное сообщество.
Опыт сотрудничества народов и государств на Великом Шелковом пути представляет собой яркий пример взаимопроникновения культур на евразийском пространстве. Изучение роли мусульман в этих процессах может оказаться полезным для укрепления современных связей государств этого региона.
Название «Новый шелковый путь» получил глобальный проект Китая, который активно им продвигается через Шанхайскую организацию сотрудничества. Как и прежде, внушительная часть нового пути будет проходить через Россию и мусульманские страны.
Мерв, Мосул, Алеппо – куда ведёт нас Шёлковый путь?
Динар Зигангиров