• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Идеи расового равенства и справедливости: как ислам в Бразилии обретает свое лицо

Время чтения: 5 мин
40

Побережье Санта-Катарины, Бразилия. Фото: Rodrigo Fernande/ shutterstock.com

Побережье Санта-Катарины, Бразилия. Фото: Rodrigo Fernande/ shutterstock.com

Ислам не является чем-то необычным для Бразилии; кроме того, в стране наблюдается тенденция к развитию религии. Летом 2024 года в городе Казани состоялась встреча духовных лидеров мусульман БРИКС, в которой приняли участие представители России, Китая, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Индии, Эфиопии, Южно-Африканской Республики и Бразилии. Годом ранее муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин посетил «Global Halal Brazil Business Forum», где рассказал об опыте реализации в республике концепции «Halal Life Style». Мероприятие прошло в Сан-Паулу в целях укрепления взаимоотношений Латинской Америки с арабским миром.

Диалог между странами лежит в основе любой разумной внешней политики, которая, в свою очередь, продолжает внутреннюю деятельность государства. Исследование Яны Андросовой «Особенности исламизации в Латинской Америке на примере современной Бразилии» позволяет составить представление о положении ислама внутри страны, где активное распространение религии началось с середины XIX века. Один из пиков этого процесса пришелся на 1870-е годы, когда многие арабы, в основном ливанского и сирийского происхождения, мигрировали в Латинскую Америку из-за конфликтов в Османской Империи.

Фото: Art Stocker/ shutterstock.com

Фото: Art Stocker/ shutterstock.com

Новый поток мигрантов, преимущественно мусульман, прибывших в 70-е и 80-е годы XX века с Ближнего Востока, стремился сохранить «арабскую идентичность» в отличие от предшественников. Это привело к росту исламского сообщества и увеличению числа бразильцев, обращающихся в религию. Бразилия стала центром ислама в Латинской Америке благодаря ее восприятию мигрантами как стабильной и открытой страны. К моменту второй миграционной волны здесь уже существовала значительная мусульманская община.

В 1920-х годах было основано Мусульманское благотворительное общество Сан-Паулу – Sociedade Beneficente Muçulmana de São Paulo (SBM – прим. ред.). SBM стала первой исламской организацией в регионе, направленной на сохранение арабской культуры и построила первую мечеть в Латинской Америке в 1955 году.

В 2000-х потомки мигрантов начали беспокоиться о незнании арабского языка среди своих детей, что привело к активизации работы SBM. Организация основала исламскую школу, сочетающую традиционное изучение арабского языка и Корана с качественным начальным и средним образованием.

После успехов SBM аналогичные общества, мусульманские центры, школы и благотворительные организации появились в крупных городах Бразилии с целью поддержания связи между единоверцами и сохранения культуры и религии.

Проблемы новообращенных мусульман Бразилии

Фото: Abu Ahmed Abir/ shutterstock.com

Фото: Abu Ahmed Abir/ shutterstock.com

Политика подобных организаций изначально была направлена на «возвращение заблудших», но сейчас акцент смещается в сторону религиозного призыва бразильцев. Местные жители проявляют интерес к исламу, хотя и влияние мусульманских организаций ограничено из-за языкового барьера. Многие арабы-мусульмане в Бразилии не изучают португальский, что затрудняет прозелитизм.

Мотивация самих бразильцев к смене религии чаще всего связана с замужеством, отсутствием идентичности или личными трудностями. Некоторые указывают в качестве причин политические и этнические проблемы.

Пандемия COVID-19 также способствовала росту интереса к исламу через онлайн-сообщества. Примечательна история хип-хоп артиста Сезара Каба Абдула, которую в 2022 году передавало информационное агентство России «Islam News».

Сезар впервые узнал об исламе, прочитав биографию Малкольма Икса, персона которого довольно популярна среди темнокожего населения Южной Америки. Однако эти знания никак не повлияли на жизнь молодого человека, пока в 2007 году судьба не свела его с египетским проповедником, подарившим парню религиозные книги.

Сезар читал, размышлял и принял решение, что именно ислам является наиболее правильной для него религией. Артист построил в Сан-Паулу мечеть, которую назвал в честь сподвижницы Сумайи бинт Хайят. Многие коллеги Сезара последовали его примеру и также обратились в ислам.

Фото: PorcupenWorks/ shutterstock.com

Фото: PorcupenWorks/ shutterstock.com

Низкий уровень знаний об исламе и арабской культуре в Бразилии образует препятствия для взаимопонимания между мусульманами и местным населением, а также между мусульманами-потомками и неофитами. Тем не менее, за последние пятнадцать лет наблюдается рост интереса к религии.

Каждую неделю в мечети Сан-Паулу обращается от четырех до шести человек, среди которых большинство – образованные женщины из периферийных районов.

Это говорит не только о повышении уровня образования населения. Бразильский ислам начинает обретать свое лицо и объединяется вокруг общих идей, несмотря на возможные различия среди единоверцев. Идеи расового равенства и справедливости, принесенные исламом, находят отклик в обществе. Хотя мусульмане составляют менее одного процента населения, религия становится все более заметным явлением с начала миграции ее приверженцев.

По данным Федерации мусульманских ассоциаций Бразилии, на 2020 год в стране насчитывалось более миллиона мусульман, хотя официальные данные варьируются от 20 тысяч до 1 миллиона. Государственные органы часто не учитывают ислам как отдельную религию, относя его к категории «другое».

Однако развитие ислама в Бразилии продолжает набирать обороты, и отсутствие со стороны властей какой-либо политики запрета или сдерживания содействует процессу. Возможные предвзятость и непонимание не останавливают тенденцию, а наоборот, способствуют объединению мусульман и формированию политики, позволяющей им интегрироваться в бразильское общество.

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle