Хаджимурат Гацалов: "Бессмысленно переубеждать войной, это нужно делать через слово, через идеологию Ислама"
«Я надеюсь, что недалеко то время, когда я смогу объединить всех умных и образованных людей со всех концов света и установить единый режим, основанный на принципах Корана, который один и есть истина, и который сможет повести людей к счастью» Наполеон Бонапарт.
Что такое истинный Ислам? Почему в последнее время так часто поднимается вопрос об «исламском» терроризме? И может ли вообще быть религиозный терроризм? Об этом в рамках уже традиционного Всероссийского форума «Формула согласия», направленного на профилактику экстремистских проявлений среди молодого поколения, говорил муфтий Северной Осетии-Алания Хаджимурат Гацалов.
- Мы с вами должны рассматривать, анализировать не только фрагмент, непосредственно предшествующий конкретной ситуации, но и видеть весь процесс, чтобы иметь возможность реагировать правильно. Что касается псевдопонятия «религиозный экстремизм», то априори такого не может быть, поскольку в любой религии заключён мир. Это экстремизм может быть на религиозной, национальной, политической или любой другой почве. Но никак не наоборот. Наш мир стремительно меняется. Посмотрите, Ирак представители террористических явлений сломали как государство. Сейчас из каждого угла говорят об исламском радикализме, фундаментализме.
К сожалению, как отметил спикер, сейчас очень много говорят об Исламе именно с негативной точки зрения. Однако, если углубиться в историю появления Ислама и его дальнейшего развития, то мы с Вами увидим, что всё это навязанный стереотип. Войны были на протяжении всего существования человечества, начиная с древних времён и заканчивая сегодняшним днём. Вот только глупо обвинять во всём религию Ислам, утверждая, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) призывал к военным действиям и ожесточённому поведению.
- «Ислам» состоит из двух слов, которые означают мир, покорность, БЕЗОПАСНОСТЬ. Достаточно знать это, чтобы понять, что радикалы воюют, в первую очередь, против Ислама, используя при этом мусульманскую риторику. Без конкретной идеологии не может быть успешного противостояния. Мы с вами выпали из этого понятия. Нам крайне важно выработать общую идеологию, чтобы мы бы могли стоять за неё, защищать, объединяясь под общей идеей.
По мнению муфтия, в основе характера любого человека, примкнувшего к радикальным группировкам, лежит желание довлеть над кем-либо. Однако если против члена деструктивного культа использовать его же инструменты, то это вызовет у него только возмущение.
- Обратите внимание: все наши богословы в основе концепции зла видят два аспекта – невежество и отсутствие благого нрава. Поэтому мы должны обучать и воспитывать, доходить до самого сердца. Бессмысленно переубеждать войной, насильственными действиями. Это нужно делать через слово, через идеологию Ислама. Ведь для чего пришёл Ислам? Помимо религии, он дал нам защиту жизни человека, его чести и достоинства, имущества, религии. В основе любой религии лежат знание и добро. Поэтому если человек опирается в своих поступках на что-то иное, то первый вопрос, который ему нужно задать, - мусульманин ли он?
Достаточно открыть Благородный Коран, чтобы понять, какое отношение согласно Исламу должно быть у мусульман по отношению к тем, кто живёт рядом с нами.
- Вспомните известный хадис, который передал аль-Бухари: «Кто из вас застал утро, будучи в безопасности за себя и свою семью, будучи в добром здравии, и имея достаточно пропитания, чтобы хватило ему на один день, то можно сказать, что весь мир был дарован ему». Таким образом, мы видим, что в основе всех вещей – безопасность. Мы отвечаем за то, что творится в этом мире. В Судный день с нас будет спрошено за то, что творилось вокруг и что мы смогли сделать для предотвращения распространения насилия и зла. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) на вопрос, что такое Ислам, отвечал: «(Суть) Ислама в том, чтобы ты поклонялся одному только Аллаху и никому больше, совершал молитву, выплачивал обязательный закят и соблюдал пост в Рамадан». А что такое ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ)? Это полный запрет знаний, их полное отсутствие.
А ведь у всех религий одна общая морально-просветительская дога – безопасность, чистота и доброта.
- Вспомните Мединское соглашение, заключённое между арабами и иудеями. Именно тогда впервые были озвучены и защищены права человека на всё то, что он имеет, в том числе и на свободу вероисповедания. А мусульмане, во главе с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего), отвечали за соблюдение всех этих прав.
Как гласит история, начиная с первых дней после своего переселения в Медину Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) завязал между мухаджирами и ансарами узы братства и, разработав первую в истории Ислама конституцию, основал Мединское государство.
Позднее он заключил соглашения с соседними племенами идолопоклонников, а также с такими же племенами, живущими на просторах Аравии. Стоит отметить, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) всегда поддерживал и одобрял договора, заключённые ради сохранения мира и покоя ещё во времена неверия. Он заверял, что Ислам будет их блюсти, и заявил, что он готов принимать участие в заключении подобных соглашений.
Для доказательства истинности намерений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) достаточно привести цитаты из соглашений. Согласно Мединскому соглашению, население Медины, включая мусульман и немусульман, рассматривалось как единая община, объединённая под началом и руководством Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Для того чтобы подписать данный договор, обеспечивавший многочисленные блага, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) собрал в доме досточтимого Анаса вождей идолопоклоннических племен Аус и Хазрадж, а также предводителей местных иудеев. Договор, выполненный в формате конституции, будучи письменным документом, превратился в первую конституцию Мединского государства.
Из пёстрого городского сообщества, представленного различными расами, конфессиями и племенами, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) создал уникальную и доселе невиданную на Аравийском полуострове социальную структуру (умму).
Таким образом, был чётко обозначено юридическое, политическое, гуманитарное, экономическое и военное устройство Медины. Кроме этого, посредством упомянутого соглашения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) приступил к консолидации раздробленного мединского социума, создавая совершенно новую социальную систему.
- Одним словом, мы с вами должны жить в мире и согласии, любить и уважать друг друга, - резюмировал муфтий Северной Осетии-Алания.
Ильмира Гафиятуллина
Фото: Ильмира Гафиятуллина