Арабески: как палестинец Азам Абу Сауд пытается сохранить древнее искусство
После выхода на пенсию палестинец Азам Абу Сауд посвятил себя «арабескам», декоративному искусству в архитектуре, когда-то украшавшему улицы Иерусалима. Он мечтает, чтобы оно вернулось в Восточный Иерусалим.
В арабском мире, в том числе Иерусалиме, арабески, созданные из дерева, витражей и металла, широко использовались в украшениях домов, государственных учреждений и культовых сооружений, но со временем мастеров становилось все меньше и теперь арабески можно увидеть только в исторических мечетях и церквях города.
Подобно многим эстетическим элементам, исчезнувшим с современными потребительскими привычками, это традиционное искусство кануло в лету.
Абу Сауд много лет был председателем Торговой палаты в Иерусалиме, провел много исследований в области арабского искусства и истории этого священного города. Дом 72-летнего художника смотрит на знаменитую мечеть Аль-Акса в оккупированном Восточном Иерусалиме.
В своем интервью турецкому изданию Mecra он заявил, что купол внутри мечети Куббат-ас-Сахара (Купол Скалы) во дворе мечети аль-Акса, первой Киблы мусульман, является «самым великолепным образцом» арабского искусства.
Палестинский художник сказал: «Арабская каллиграфия — это одно из искусств, которое развивалось с течением времени. Во времена Омейядов она использовалась редко. Потом появился куфический стиль Аббасидов и другие каллиграфические шрифты. Арабесковое искусство. В Иерусалиме витражи в стиле арабесок широко использовались в окнах домов богатых людей, но они были утрачены в результате землетрясений, которые город переживал в разные годы».
Интерес к арабескам у Абу Сауда начался в 12 лет, когда из Италии приехали специалисты для реставрации Купола Скалы. Мальчик наблюдал за реставраторами, пока играл во дворе мечети аль-Акса, и помогал им в работе с гипсом.
Важно знать: Классическое изобразительное искусство в арабо-мусульманском мире
Впоследствии Абу Сауд посетил Андалусию, Египет, Марокко и Турцию, изучая местную архитектуру и искусство, просил фотографии у тех, кто посетил Дамаск и Алеппо. Он заметил, что цветное стекло в этих странах часто используется в мечетях и церквях, чтобы придать эстетику солнечному свету.
Деревянные эркеры Иерусалима «Мешребие»
Еще одной областью, где в прошлом широко использовалось искусство арабесок, была отделка деревянных эркеров «мешребие» на балконах домов.
Между эркерами помещали цветные стекла, что подчеркивало статус владельца дома. Кстати, деревянные «балконы-коробки» являются частью идентичности столицы Перу, Лимы. Это побудило ЮНЕСКО объявить центр Лимы объектом Всемирного наследия в 1991 году.
Синтез ислама и христианства
В 1922 году в Иерусалиме началось строительство Базилики Страданий, или Церкви Всех Наций, которое было завершено к 1924 году. В украшениях храма также использовались арабески.
Европейские художники, приехавшие в город на строительство, были впечатлены этими восточными украшениями. Художник рассказал, что после завершения строительства церкви состоятельные люди в таких городах, как Назарет, Акка и Рамле, украсили свои дома арабесками.
«Моя единственная цель — защитить это искусство»
Абу Сауд работает над витражами и изделиями из дерева в стиле арабесок в мастерской, которую он построил на первом этаже своего дома.
Художник выставляет и продает свои работы в галереях Иерусалима, Рамаллаха и Хеврона. Его мечта — открыть музей и научить этому искусству палестинскую молодежь в Иерусалиме.
По его словам, израильская администрация изменила аутентичное лицо города, и он хотел бы противостоять этому своим искусством.
Абу Сауд в интервью журналистам сказал: «Моя единственная цель — сохранить это искусство и не дать ему исчезнуть. Моя миссия — сохранить арабский, исламский и христианский образ Иерусалима. Другими словами, возвращение на улицы города «мешребие» и витражных украшений. Это большая работа, но, если она будет выполнена, посетители почувствуют, что Иерусалим — арабский, исламский и христианский город».
Все фото: elements.envato.com