• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Аль-Кудс: священный город трех религий и его многовековая судьба

Время чтения: 7 мин
832

Фото: elements.envato.com/ karkozphoto

Фото: elements.envato.com/ karkozphoto

Иерусалим относится к тем уникальным городам, о которых написаны сотни страниц. Ему посвящены многочисленные научные труды историков и археологов, знаменитые путешественники и безымянные паломники оставили потомкам свои записки о Святом городе. Огромные библиотеки литературы, посвященной Иерусалиму, существуют на арабском языке и иврите.

Иерусалим – священный центр христианства, главный святой город в иудейской религии, кроме того, в нем располагаются важнейшие святыни ислама. Многовековая судьба Святого города является притягательным духовным символом для многих поколений верующих трех монотеистических религий.

Многие древние города – ровесники или современники Иерусалима, столицы великих и могущественных империй – превратились в руины и пепел, а сведения о них сохранились только благодаря усилиям археологов и историков. Иерусалим же, пережив сорок осад, завоеваний, разрушений, каждый раз возрождался и восстанавливался.

Корни священной истории Иерусалима уходят в глубокую древность. О его превращении в столицу Израильского царства, в главный культовый город древних израильтян известно только из текстов Ветхого Завета. Становление Иерусалима как священного города христианства в IV веке до нашей эры происходило в период, когда город входил в состав Римской империи.

Арабское завоевание в VII веке утвердило в Иерусалиме ислам, который к началу XVI века, когда Иерусалим стал частью Османской империи, уже определял лицо города и являлся господствующей религией в нем. С приходом в Иерусалим ислама сосуществование трех конфессиональных сообществ в нем закрепилось на многие века, прерываясь только в период господства крестоносцев, которые изгнали из города мусульман и евреев.

Иерусалим стал именоваться Аль-Кудс (в переводе с арабского – «святой») с 798 года. Это произошло после посещения города аббасидским халифом Аль-Мамуном, который приказал произвести ремонт мечети Купол Скалы. Грандиозное строительство этой мусульманской святыни на Храмовой горе началось при правлении Омейядов, веком ранее. Купол Скалы дошел до наших дней во всем великолепии первоначального замысла.

Фото: elements.envato.com/ karkozphoto

Фото: elements.envato.com/ karkozphoto

Святой город приобрел особое значение в исламе на самой ранней стадии его становления. Важную роль в закреплении за Иерусалимом статуса третьего, после Мекки и Медины, Святого города ислама сыграло ночное путешествие Пророка Мухаммеда ﷺ . О нем ведется рассказ в 17‑й суре Корана под названием «Аль-Исра». Мирадж – чудесное путешествие Пророка ﷺ в Аль-Кудс, связывают с мечетью Аль-Акса, третьей святыней мусульман после Мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.

Аль‑Акса напоминает, как причудливо переплетаются в Святом городе традиции трех религий. Одна из ниш в зале мечети посвящена пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи. Здесь же есть место, которое мусульмане связывают с Благовещением Деве Марии. В подземную часть мечети мусульманские паломники издавна спускались, чтобы зажечь лампаду на месте, где Марьям родила Ису (Мир Ему) и где якобы стояла его колыбель.

Со строительством Купола скалы и Аль‑Аксы традиция мусульманского паломничества в Аль-Кудс приобретает широкие масштабы, а дары и пожертвования от состоятельных приверженцев ислама помогают городу развиваться. Важно отметить, что вторжение арабов в Палестину не сопровождалось насильственным обращением в ислам местного населения. Жителям Иерусалима удалось заключить с завоевателями договор, гарантировавший их неприкосновенность. Его текст сохранился в дошедших до нас арабских источниках.

Печальным итогом жестокого антимусульманского правления крестоносцев стала враждебность мусульман по отношению к христианам. Салах‑ад‑Дин, мусульманский лидер XII века, вступил в Иерусалим под знаменем священной войны против иноверцев. Крестоносцы осквернили святые места в Аль‑Кудсе, поэтому Салах‑ад‑Дин и его соратники прежде всего принялись за очищение Храмовой горы и восстановление исламских святынь на ней.

В XVI веке Аль-Кудс на следующие четыре столетия стал частью Османской империи. Наиболее благоприятным для города в период турецкого владычества было время правления султана Сулеймана Великолепного – ни один из турецких правителей не уделял городу столько внимания и не вложил в него столько средств. Сулейман Великолепный восстановил городские стены, которые являются «визитной карточкой» Святого города во всем мире вот уже пятое столетие.

Почему Иерусалим так важен для мусульман?

Фото: elements.envato.com/ kirill4mula

Фото: elements.envato.com/ kirill4mula

Среди других строительных проектов Сулеймана Великолепного в Иерусалиме было и обустройство площадки перед остатками кладки стены древнего иудейского святилища на Храмовой горе, где любили собираться евреи. Еврейское предание утверждает, что до появления в Иерусалиме Сулеймана Великолепного никто не знал того места, на котором стоял храм.

Другая легенда утверждает, что султан вовсе не имел намерений облагодетельствовать Иерусалим. Наоборот, он обложил горожан непомерными налогами, но однажды Сулейману приснился сон: на берегу Иордана на него напали хищные львы и разодрали его на куски. Мудрецы султана растолковали загадочное видение как предостережение от исполнения задуманного зла, так как Иерусалим во все времена являлся для Всевышнего Аллаха Святым городом.

Возможно, в этом кроется секрет долголетия Иерусалима, его необыкновенной стойкости на самых крутых виражах истории – каждый, кто попадает в этот город, испытывает на себе его необыкновенную ауру, несмотря на череду кровопролитных и разрушительных войн и конфликтов. На протяжении веков евреи, христиане и мусульмане вели между собой спор о том, кому принадлежит Иерусалим.

Этот спор не завершен и сегодня, и конца ему пока не видно. Хитросплетения современного палестино‑израильского конфликта отражают борьбу евреев и арабов за Иерусалим и Палестину на протяжении последних ста лет. Хотя, даже краткий экскурс в средневековую историю сосуществования арабов и евреев в Иерусалиме показывает немало примеров добрососедства и взаимопонимания.

Невозможно обвинять только Израиль или только палестинцев в продолжении затянувшегося на многие десятилетия конфликта. Ни агрессия, ни терроризм не имеют национальной или религиозной принадлежности. В обоих лагерях были люди, призывавшие к поискам сотрудничества и взаимопонимания, но их голоса тонули в волнах националистической неприязни и религиозного фанатизма.

Фото: elements.envato.com/ salajean

Фото: elements.envato.com/ salajean

В то же время нельзя не признать, что и другие мировые державы, преследуя собственные интересы, многие годы подливали масла в огонь израильско‑палестинского конфликта. Однако каким бы притеснениям и гонениям ни подвергали иноверцев сменявшие друг друга правители Иерусалима, во все времена и эпохи немеркнущий священный ореол города вновь и вновь призывал верующих восстанавливать разрушенные храмы, возвращаться к древним традициям.

Трагической историей и драматической ролью в судьбе трех монотеистических религий Иерусалим завоевал особое место в истории человеческих цивилизаций. Он по праву может считаться достоянием всего человечества. Провидением предназначено израильтянам и палестинцам быть хранителями этого великого города, обустраивать и оберегать его. Все сиюминутные политические и идеологические соображения меркнут перед этой исторической миссией.

Мечети Купол скалы и Аль-Акса: почему их часто путают?

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle