• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Великая тайна смерти в Исламе

Время чтения: 3 мин
11115

 

В Коране Всевышний Аллах говорит:

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (сура "аль-Анбийа", аят 35)

В арабском языке слово «смерть» переводится как «аль мавт», что значит «угасание», «успокоение», «остановка». Но что значит «смерть» в биологическом смысле и насколько эти определения (научное и кораническое) совпадают...

Наверно многие слышали о случаях, когда человек, «объявленный докторами мертвым», вдруг оживал. Его сердце начинало работать, он – дышать. Некоторые сюжеты романов и фильмов построены на таких вполне реалистичных историях. Почему так происходит? Потому что в медицинской среде до сих пор нет универсального руководства по определению смерти. Даже само определение смерти не совсем согласовано среди докторов.

Человек может быть признан мертвым, потому что остановилось сердце, но оно во многих случаях может заработать вновь. Жизнь человека может поддерживаться аппаратами, хотя уровень активности его мозгового ствола может быть на нуле. А исследование 2013 года показало, что сердечно-легочную реанимацию следует проводить в течение 38 минут... Потому что в течение этого времени человека можно вернуть без значительных повреждений мозга.

Но есть одно важное отличие: когда перестает функционировать ствол мозга, его невозможно уже вернуть к жизни. Сердце в этом случае перестанет биться, даже если подключено к аппаратам.

Мозг дает нам то, что делает нас людьми, - сознание. Основываясь на этом, можно сказать, что потеря сознания есть своего рода смерть. Но когда мы спим, мы може теряем сознание – вследствие неактивности эффекторных нейронов мозгового ствола. Разница между «маленькой смертью» и окончательной смертью в том, что потеря сознания во сне обратима, а потеря по причине смерти – нет.

Не случайно одно из дуа, совершаемых после сна, звучит таким образом:

«Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и к Которому предстоит возвращение»

В Коране также сказано:

«Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, - во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (сура "аз-Зумар", аят 42).

«Он – Тот, Кто забирает ваши души во время сна и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем, чтобы исполнился назначенный срок (завершился срок вашей жизни). Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о том, что вы совершали» (сура "аль-Анам", 60).

Коран еще 14 веков назад дал подсказку относительно того, что является настоящей смертью. Это не остановка дыхания или сердцебиения, не прекращение работы легких или других органов, как полагали долгое время врачи и приписывали к мертвым вполне жизнеспособных людей.

Священная книга представляет сон как маленькую смерть. Но что такого происходит с человеком, что его можно сравнить с умершим? Это потеря сознания. Неврологически - прекращение работы эффекторных нейронов в стволе мозга. Но разница в том, что после сна сознание может вернуться, а при смерти потеря сознания необратима.

К такому же определению врачи пришли только в 1959 году. До 1950-х годов смертью считалось состояние, при котором прекращаются сердебиение и дыхание. В 1959 году французские неврологи, Марис Гулон и Пьер Моларе изменили это определение, заменив «сердечно-легочный» критерий на неврологический.

С тех пор, как и 14 веков назад, «безвозвратная» потеря сознания, а не уровень работы каких-либо других, является единственным достоверным критерием смерти.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle