В пользу благих дел
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Опыт доказывает справедливость слов академика Сахарова, что «в конце концов нравственный выбор и оказывается наиболее правильным». Любой человек, отдавший предпочтение благому поступку перед дурным, впоследствии убеждается в правильности принятого им решения. Но каково его состояние до его принятия? Выгоды и того и другого решения, будто соревнуясь в привлекательности, маячат перед ним, призывая к разным путям. И часто побеждает то, которое имеет больше доводов. Какие доводы усилят стремление человека к благим поступкам?
- Всевышнему известны наши намерения. И когда человек отказывается от дурного поступка, это ему записывается как благодеяние. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы говорят: «Господь мой, этот Твой раб хочет совершить дурное дело, о чем лучше всех знает Аллах, Который говорит: «Наблюдайте за ним. Если он совершит дурное, запишите за ним совершение только этого дела, а если откажется от совершения дурного, запишите за ним совершение доброго дела, ибо он отказался от этого ради Меня» (Муслим)
- Какой бы человек ни сделал выбор, он «отразится» на Весах его деяний в Судный день. Как сказано в Коране: «В День Воскрешения Мы установим точнейшие Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдётся нечто весом с горчичное зёрнышко, Мы принесём его. Довольно того, что Мы ведём счёт!» (сура «аль-Анбия», «Пророки», аят 47).
- Статус и материальное богатство – одна из приоритетных ценностей человека. Но истинное наследство – это наследование своих благих дел в будущей жизни. Всевышний Аллах сказал в Коарне: «Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура «аль-Каф», «Пещера», аят 46).
- Когда человек упорствует в совершении грехов, они покрывают всё сердце, после чего Аллах его запечатывает. Посланник Аллаха об этом сказал: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется чёрное пятно, и если он перестаёт грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать всё сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний: «Но нет! Покрыло сердца их то, что они совершали». (сура «аль-Мутаффифин», «Обвешивающие», аят 14). (ат-Тирмизи)
- Праведные дела вместе с верой и призывом к истине и терпению являются гарантией успеха человека. В суре «аль-Аср» («Предвечернее время») сказано: «Клянусь предвечерним временем. Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, (благие дела), заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение [в покорности Богу, удаляя себя от греха]».
- Многие задаются вопросом о смысле жизни, смысле сотворения человека, его предназначении. По-моему, один из аятов дает ясный ответ на эти вопросы: «Благословен Тот, в Чьей руке власть, Кто способен на всякую вещь. Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (сура «аль-Мульк», «Власть», аяты 1–2)
- Понимание того, что наши поступки станут кирпичами нашего счастья или несчастья послужит более внимательному выбору. Как сказано в Коране: «Кто совершает правильный поступок (добро, благо), то — себе же на пользу. А кто совершает зло, то самому же себе во вред. Господь твой не притесняет рабов Своих» (сура «аль-Фуссылят», «Разъяснены», аят 46)
И Коран, и Сунна призывают человека к вере, добродетели, следованию истине. В нашем поклонении не нуждается Создатель, но нуждаемся мы — во имя вечного благоденствия и полноценной жизни в этом мире. Понятно, что верующий не безгрешен. Ему свойственно принимать порой «темную» сторону. Но успех его, в конце концов, определяется чашей весов, на которые будут возложены его хорошие и плохие поступки.
Как сказал один из мусульман: «Поистине, есть у Аллаха проницательные рабы, которые дали развод миру этому и убоялись испытаний. Они посмотрели на мир этот, а когда поняли, что для живого он пристанищем не является, посчитали его морской пучиной и избрали благие дела кораблями для неё». И как сказано в Коране: «И те, на весах которых (благие дела) будут тяжелы, — они преуспеют, а те, на весах которых (благие дела) будут легки, — они сами погубили себя, и (такие пребудут) в Аду вечно!» (сура «аль Муъминун», «Верующие», аяты 102-103)
Ася Гагиева