• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульманский философ, который хотел понять любовь

1177

Ученый, стремившийся понять любовь. (Источник фото: unsplash.com)

Ученый, стремившийся понять любовь. (Источник фото: unsplash.com)

В период расцвета мусульманской культуры, искусства, ученые не ограничивали себя в диапазоне исследуемых ими тем. В своих трудах они освещали разнообразные вопросы, от религии до трудов о медицине и любви во всех ее аспектах. О ней писали с философской, медицинской и даже с эротической точек зрения. Например, «Ароматный сад чувственного наслаждения» шейха ан-Нафзави (15 век).

Другим ученым, стремившимся постичь сущность любви, был Ибн Хазм

Ибн Хазм (994 - 1064 гг. н. э.) родился в Кордове, на юге Испании, через три столетия после установления там мусульманского правления. Он был ученым, поэтом, эрудитом, юристом и философом школы мысли Захири. В политически смутное время, в которое жил Ибн Хазм, параллельно происходило обновление и распространение литературы, примером которой является его трактат о любви.

Ибн Хазм женился совсем молодым на молодой женщине по имени Нееман, которую он, казалось, очень любил. После ее смерти он несколько месяцев оставался в трауре и после уже не женился повторно. Кажется, он хорошо познал то, о чем написал позже трактат…

Трактат Ибн Хазма о любви, название которого переводится как «Ожерелье голубя» или «Кольцо голубя», считается одним из величайших шедевров арабской средневековой прозы. Но что отличает его от других? Его стиль, личный тон и андалузский контекст.

С литературной точки зрения у Ибн Хазма свой стиль поэтической прозы, который делает его трактат очень приятным для чтения в оригинале. Что касается предмета, трактат рассматривает любовь как социальный феномен с примерами из реальной жизни, любовь как часть естественного хода человеческой жизни, и рассматривает ее с разных сторон. Ибн Хазм пытается понять, как и почему кто-то влюбляется, какие ситуации его поощряют (например, соучастие жалостливого друга, передающего сообщения от возлюбленного к возлюбленной), и что этому мешает (ревнивая третья сторона или даже смерть).

Ибн Хазм не боится писать об интимной стороне любви. Другими словами, вместо того, чтобы писать о любви универсальным или объективным образом, как это делали многие ученые его времени, он рисует примеры из своей собственной жизни и жизни своих современников, чтобы объяснить, что происходит в жизни любовников. Мы обнаруживаем двойственность личности автора, который выступает и как поклонник женщин, так и как человек, сохраняющий определенную степень недоверия к ним.

Посредством такого описания любви и любовных ситуаций, которые находят отклик у читателей любого времени и места, мы обнаруживаем некоторые аспекты жизни жителей средневековой Испании и их культуры. Например, особое место женщин, которые, в основном, правят из-за «занавесок» в своих домах, имеют заметную власть в обществе… Возможно, большую, чем где-либо еще в исламском мире в то время.

Трактат был написан как письмо, адресованное его другу с жалобами на сердечные проблемы. Он состоит из 29 глав с такими названиями, как «О том, как влюбиться с первого взгляда», «О том, как поразить взглядом», «О том, как скрыть тайну».

Есть также главы о негативных сторонах или аспектах жизни любящего – о предательстве и клевете. В каждой главе он аргументирует свои взгляды и мысли об этих проявлениях любви примерами из повседневной жизни, своей собственной поэзией, стихами Корана и хадисами.

Неоплатонизм, философская школа, широко принятая в то время учеными, также не задает тон в его книге. Согласно этой теории, мир состоит из идеальной области духа, в которой обитает совершенство и которой жаждет душа, и материальной области, в которой царит несовершенство.

Вот почему Ибн Хазм говорит, что «со своей стороны я рассматриваю Любовь как соединение между рассеянными частями душ, которые разделились в этой физической вселенной, союз, заключенный в субстанции их изначального возвышенного элемента». Для него любовник стремится воссоединиться со своей второй половиной, несмотря на ограничения этого мира, «его душа действительно свободна и знает, где находится тот другой, который разделяет ее в древней близости; его душа всегда ищет другого, стремится к нему,  жаждет встретить его снова, притягивая к себе, как магнит притягивает железо».

Многие идеи и описания, приведенные в трактате, можно наблюдать и в современном мире. Например, эпизод-описание поведения влюбленных в главе «Знаки любви»:

«Когда они (по)любят друг друга с одинаковым пылом, и их взаимная привязанность станет чрезвычайно сильна, они будут противостоять друг другу без какой-либо веской причины, каждый намеренно будет противоречить другому во всех своих словах; они будут яростно ссориться из-за мельчайших вещей, улавливая каждое слово, которому другой позволит упасть, умышленно неправильно его интерпретируя. Все эти уловки нацелены на выявление и доказательство того, что каждый ищет в другом»

Ася Гагиева

Комментарии для сайта Cackle