Три компонента успеха верующего
Под успехом разные люди подразумевают разные события – допустим, победу в каком-либо соревновании или достижение в определенной сфере. В нашем случае под успехом мы имеем в виду не определенное событие, а скорее состояние души или можно даже сказать жизненную позицию. То есть успех длиной в жизнь. В этом понимании успех ближе к понятию счастья.
Какого человека можно назвать успешным? Раньше казалось, что это люди, достигшие высот в своих областях, одержавшие где-то победу или обладающие каким-либо особенным умением. Но со временем радость таких успехов тускнеет, победы забываются, и умение в чем-то одном не помогает стать счастливым в другой сфере своей жизни. И тогда пришло понимание, что истинный успех связан с чем-то более глубоким, более важным и можно сказать долгосрочным, чем просто однодневные выигрыши. С какими?
Джихад с нафсом
Никто не может мешать человеку сильнее в достижении успеха, чем он сам. Некоторые черты его характера (например, безответственность, несобранность), ограничивающие убеждения и соответствующие им поступки могут удерживать его в рамках безысходности и апатии. Человек, который справляется с этими препятствиями, видит плоды своих трудов в улучшении внешних условий: налаживаются его отношения с окружающими, он приобретает свое дело или занимает свою нишу, приносит пользу себе и другим и т.д. А главное – внутренними трофеями этих побед становятся покой, усиление воли, удовлетворенность, умение радоваться, чувство любви, благодарности и др. Этот успех, сопровождающийся внутренним расцветом, конечно, не сравнится с внешним достижением, за которым следует забвение. Один из ученых сказал: «Джихад против самого себя имеет четыре уровня:
- первый имеет место, когда приходится бороться с самим собой (с ленью, усталостью и т.д.) для изучения правильного пути и религии истины, без которых человек не обретет ни успеха, ни счастья в обоих мирах. Когда его знание оставляет его, он становится несчастным в обоих мирах.
- второй уровень – борьба с собой для выполнения действий на основе полученных знаний, ибо простые знания без действий становятся как минимум бесполезными, если не вредными.
- третий уровень – борьба в деле призыва к религии и обучения тех, кто не знает ее. В противном случае он станет из тех, кто скрывает ниспосланное Аллахом руководство и ясные знамения, и его знания не помогут ему и не спасут его от наказания Аллаха
- четвертый уровень – борьба с самим собой в проявлении терпения к тяготам, встающим в процессе призыва к Аллаху, обидам от творений Аллаха, и стойком перенесении всего этого ради Аллаха».
Знания
Имам аш-Шафии сказал: «Кто не получает знание в молодости – прочтите над ним четыре такбира, он уже умер...» Если джихад с собой – это то, что нужно делать, чтобы идти по пути успеха, то знания – это то, что помогает понять, куда идти, как идти, какими путями и т.д. Другими словами, знание – это компас, без которого может заблудиться даже самый усердный.
Одну из глав своей книг имам аль-Бухари назвал так: «Знание – прежде слов и деяний!» и сказал: «И начал Аллах со знания!» Ибн аль-Мунийр сказал о словах аль-Бухари: «Он имел в виду, что знание является условием правильности слов и деяний».
Получение знания подобно ознакомлению с картой местности. Чем более глубоки и точны твои знания, тем легче тебе достигать желаемого, тем больше у тебя возможностей для маневров, поиска новых путей, и тем труднее ввести тебя в заблуждение.
Терпение
Но как бы обширны не были наши знания, как бы упрямы мы ни были в намерениях, всегда бывают такие моменты, когда главным условием является не знание и не упорство, а просто терпение. Умение терпеливо, стойко, не падая духом пережидать тяжелые времена, отстаивая свои ценности и не теряя из виду своей цели.
В хадисе, переданном от Малика, говорится: «Терпение [терпеливое и спокойное преодоление жизненных трудностей, когда не жалуясь и не ноя делаешь все возможное, вообразимое и невообразимое, а в остальном уповаешь на Божью милость и Божественное благословение] — это яркий свет [который открывает перед человеком абсолютно новые и по-иному незаметные, но очень высокие и выгодные перспективы земного и вечного великолепия]» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)
А самый емкий объемный исчерпывающий «рецепт» успеха приведен в Коране, в суре «аль-Аср» («Предвечернее время»): «Клянусь временем. Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение».
Ася Гагиева