Три доказательства справедливости наказания Аллаха
1. Даже грешники восхвалят Аллаха, увидев Его справедливость, и признают свою вину за свой плохой конец
О справедливости наказания Всевышнего свидетельствуют также и признания грешников, которые будут винить в своем плохом конце самих себя. Как сказано в Коране:
«Их рассудят истинно, и будет сказано: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (сура «аз-Зумар», «Толпы», аят 75) – к этому аяту толкователи сказали, что это создает ощущение, что слова восхваления будут сказаны всеми, и спасшимися и погибшими за свои дела.
Когда грешники увидели знамения Аллаха и поняли, что наказание Аллах неотвратимо, они сказали: «О горе нам! Поистине, мы были несправедливы!» То есть они осознали свою вину, а не стали сетовать на Аллаха.
Владельцы сада, которые были уничтожены Аллахом, также сказали: «Пречист наш Господь! Мы были несправедливы» (сура «аль Калам», «Письменная трость», аят 29)
2. Впадение в заблуждение – закономерное следствие поступков человека, а не мстительность Аллаха
В Коране Всевышний Аллах говорит о тех, кто отвергает Коран, называя его «сказками древних народов», следующее: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» (сура «аль Мутаффифин», «Обвешивающие», аят 14). К этому аяту есть хадис: «Поистине, когда раб (Аллаха) совершает грех, на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то сердце его очищается (от этого пятна). Если же он снова совершает (грех), то это пятно увеличивается и может окутать (всё) сердце, и это окутывание, о котором сказал Всевышний Аллах: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели» (Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи)
В другом аяте также сказано: «И говорили: «Наши сердца покрыты завесой (или переполнены знаниями)». О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 155)
3. Тщетность некоторых благодеяний – следствие лицемерия их совершающего
В одном из хадисов упомянуты люди, которые совершают дела обитателей Рая и доходят на до него на расстояние локтя, но потом «догоняет его предписание», и он совершив скверный поступок, становится обитателем Ада. Относительно этого ученые сказали, что это касается людей, чьи дела были неискренни. Потому что если бы они были чистыми (а Аллах принимает только чистое) и достойными, то Всевышний не стал бы делать их бесполезными. Один из ученых сказал: «Дела оцениваются по завершению, и совершающему их не хватило бы терпения совершать благие дела таким образом, чтобы они были полноценными. В его деяниях был скрытый изъян, недостаток и нечто такое, за что он был оставлен без помощи Всевышнего в конце жизни. Этот порок предал его в важную минуту, это внутреннее зло проявилось однажды, случилось именно то, к чему должен был привести этот порок. Этот порок сделал свое дело. А если бы не было фальши и изъянов, то Аллах не превратил бы веру в неверие и вероотступничество, - если бы человек был правдивым и искренним в своих деяниях и не было бы причины, по которой дела этого человека стали несостоятельными. Аллах знает, что в душах Его рабов, Он знает о них то, чего они не знают друг о друге».
Такова история Иблиса, который не оставил ни одного места без поклона, который был возвышен до уровня ангелов, почитаем и сведущ. Однако в нем скрывались высокомерие, гордость и зависть, которые не были видны ангелам, обитателям небес. Его изъяны проявились в критический момент – когда было приказано пасть ниц перед Адамом. И если ангелы послушались, то Иблис проявил свою злобу и истинное состояние сердца – он возгордился и впал в немилость Аллаха.
Так мы приходим к тому, что впадение в заблуждение - это не козни Всевышнего против Своих творений, Он слишком возвышен и велик для подобного, а следствие поступков самого человека. Грешники прошлого, когда их постигала кара Всевышнего, признавали собственную несправедливость, а не упрекали Творца, и как сказано в Коране, те, кто будет обречен на вечные страдания, также признают свои грехи. Относительно дел Рая - недостаточно, чтобы человек только внешне выглядел «обитателем Рая», недостаточно только внешнего проявления праведности и богобоязненности. Когда твое сердце в изъянах, несовместимых с покорностью Аллаху и любовью к Нему, они могут проявиться в ответственный момент и «потопить» тебя. Поэтому Всевышний смотрит не только на дела, но и в сердца, без искренности и убежденности которых становятся тщетными даже самые великие дела.
Ася Гагиева