Способы увеличения удела. Часть 2
• Ранний подъем, своевременное совершение утреннего намаза
В хадисе говорится: «Сон в утреннее время лишает удела» (джами ас-сагир, 5129). Суть сказанного в том, что период между утренней молитвой и восходом солнца является временем поминания Всевышнего. Некоторые имамы относительно этого сказали: «Утренний сон лишает бараката по причине того, что это время распределения удела».
Также в хадисе от Ахмада передается: «Аллах сделал первые часы благословенными для моей уммы».
• Богобоязненность
В Коране Всевышний Аллах говорит: «И тот, кто боится Аллаха, Аллах найдет ему выход из любого положения, и даст ему удел оттуда, откуда он не ожидал». (сура «ат-Таляк», «Развод», аят 3)
Этот аят был ниспослан в связи с историей одного из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Ауф ибн Малик аш-Шуджаъи. У него был сын, который попал в плен к многобожникам. Его отец пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, жалуясь на положение, в котором оказался его сын. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему быть терпеливым, сказав: «Аллах даст тебе выход». Через некоторое время его сын вырвался из вражеских рук. А проходя мимо отары врагов, он захватил ее и вернулся с этой добычей к своему отцу. Тогда и был ниспослан этот аят:
«А тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает»
Также имам Ахмад передал от Саубана, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине человек лишается своего удела из-за совершенного им греха. Ничто, кроме мольбы, не может предотвратить предустановленного, и ничто, кроме благочестия, не может продлить жизнь»
• Честный заработок
В погоне за уделом человек не должен нарушать границы дозволенного. От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Поистине, ангел Джибриль внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». (Абу Нуайм, хадис достоверный).
Бездействовать в ожидании ниспослания удела также порицаемо. Рассказывают, что однажды Умар ибн Аль-Хаттаб встретил людей из Йемена и спросил их: «Кто вы?». На что они в ответ: «Мы уповающие на Аллаха». После чего Умар (р.а.) сказал: «Напротив, вы пожирающие еду людей. Ведь уповающий сеет семена в землю и уповает на Аллаха».
Также имам Ахмад на вопрос о человеке, который сидит дома и не выходит на заработок, говоря: «Я уповаю на Аллаха» сказал: «Необходимо, чтобы все люди уповали на Аллаха, однако приучали самих себя к заработку».
• Религиозная практика (дуа, азкары)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников дуа и азкарам, которые становились причиной улучшения их материального благополучия.
От Абу Саида, да будет доволен им Аллах, передаётся, что когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел Абу Умаму, да будет доволен им Аллах, и спросил у него: «Что с тобой?», Абу Умама ответил: «Проблемы и долги преследуют меня...» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Не обучить ли мне тебя словам? Если ты будешь говорить их, то Аллах уведёт от тебя твои проблемы и выплатит твои долги. Читай утром и вечером:
«Аллахумма Инни а'узу бика мина ль-хамми ва ль-хазан, ва а'узу бика мина ль-'аджа ва ль-касали, ва а'узу бика мина ль-джубни ва ль-бухли, ва а'узу бика мин галабати ддайни ва кахри рриджаль» (О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей (проблем) и печали, я прибегаю к Тебе от немощи и лени, я прибегаю к Тебе от трусости и скупости, я прибегаю к тебе от преобладания долга и принуждения (насилия) людей). И Абу Умама сказал: «Я прочитал это, и Аллах отвёл от меня проблемы, и я смог выплатить долги». (Абу Давуд, Байхаки)
Также от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один человек сказал Пророку (да будет доволен им Аллах): «О, Посланник Аллаха, этот мир отвернулся от меня, и он всё удаляется и удаляется от меня». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Разве ты не слышал молитву (салят) ангелов и тасбих всех созданий Аллаха, посредством которой они и получают свой удел? Читай сто раз на рассвете:
«Субхана Ллахи ва бихамдихи Субхана Ллахи ль-'азым, астагфиру Ллах», и весь мир смиренно придёт к тебе». Этот человек ушёл и через некоторое время вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, поистине этот мир повернулся ко мне так, что я не знаю, куда бы положить его (имущество)». (Аль-Хатыб)
Приведенные здесь пути – это лишь некоторые способы увеличения удела. И самым важным из них является наверно терпение и выдержка – умение стойко преодолеть период нужды, поддерживая себя упованием на Всевышнего и верой в Его окутывающую всех заботу и милость. Как говорил Умар, да будет доволен им Аллах: «Между рабом и его ризком есть занавесь. Если он проявит довольство, то Аллах наделит его средством пропитания. А если он разорвет эту занавесь, то этим он не превысит выше своего удела». Каждый получит свой удел сполна, но важнее этого – то, каким путем он придет к нему, терпением и трудом или обманом и отчаянием…
Ася Гагиева