Щедрость в исламе: основа, виды, воздаяние
Одно из самых красивых качеств в характере пророков, посланников, праведных и благородных людей – щедрость. Человек, характеризующийся этой чертой, всегда пользуется уважением и признанием среди людей. И во времена невежества, и во времена Ислама щедрые люди становились лидерами, за которыми остальные готовы были следовать, к которым склонялись в первую очередь за их личностные черты. Что является щедростью?
Это качество, чьей основой является благородство и благонравие, потому что в нем суммируются другие позитивные черты, такие как доброта, милосердие, отзывчивость, смелость, свобода духа. Это один из атрибутов Аллаха, это качество пророков и черта Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По отзывам он был одним из самых щедрых людей, который никогда не отказывал другим в их просьбах. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды, когда) они зарезали овцу и раздали людям, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Что от неё осталось?» Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Ничего, кроме лопатки». Тогда он сказал: «Вся она осталась, кроме лопатки!» (ат-Тирмизи). Имелось ввиду, что вся она сохранилась для них в мире вечном, кроме лопатки.
Всевышний Аллах говорит об этом возмещении в нескольких аятах Корана:
«…а то, что вы потратили, Он возместит вам…» (сура «Саба», аят 39).
«А что расходуете вы из добра, это - на себя же(, ведь) расходуете вы только из стремления к лику Аллаха. Что израсходуете вы из добра, будет возмещено вам, и не будете вы обижены» (сура «аль-Бакара», «Корова», аят 272).
«А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 273).
Виды щедрости:
- Щедрость в поклонении. Она выражается в том, что человек не ограничивается исполнением обязательных видов поклонения и совершает их дополнительно. Он совершенствует себя на пути довольства Всевышнего Аллаха и ведет джихад с собой и за себя, не жалея своих сил и времени.
- Щедрость к себе, заключающаяся в том, чтобы не обделять себя в благе, заботиться о своей мирской и вечной доле, ограждать себя от того, что может быть вредным в этой жизни и в жизни иной.
- Щедрость к своей семье и родственникам. «Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим).
- Щедрость к гостям. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть не вредит соседу; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть почитает гостя; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит».
Воздаяние за щедрость:
- Близость к Аллаху и к Его творениям. «Щедрый человек близок к Аллаху и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек, любимее Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец» (Тирмизи).
- Увеличение удела. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему возмещение!», - другой же говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Бухари; Муслим).
- Приводит в Рай. «Щедрость – это одно из райских деревьев, ветви которого спускаются на землю. Кто бы ни ухватился за них, того они приведут в Рай. Скупость же – это дерево, произрастающее из Ада, ветви которого тянутся до земли. Кто бы ни ухватился за них, того они неминуемо приведут в Ад!..» (Байхаки).
- Душевное спокойствие и свобода. «Скупой и щедрый подобны тем, на ком надеты доспехи, стесняющие их грудь и движения. С каждой милостыней доспех, что на теле подающего, расширяется, облегчает ему дыхание, а также, удлинившись до пят, покрывает его всего, стирая следы, что тянутся за ним. Когда же скупой пытается подать что-нибудь, кольца на доспехах сжимаются, не давая ему ничего сделать, и сколько бы тот ни старался, у него ничего не получается» (Бухари, Джихад, 89, Закят 28; Муслим, Закят 76-77).
- Признание благородных людей и защита от зла неблагодарных. Один из праведников однажды сказал: «Я стараюсь помочь любому нуждающемуся, который попросит у меня об этом: если он благородный человек (на самом деле оказался в затруднительном положении и нуждается в помощи), тогда я защищу его честь и достоинство; если же он подлый человек (неблагодарный и невоспитанный, попрошайка, ведущий паразитический образ жизни), тогда я защищу свою честь от него (от его злословия, оскорблений или сплетен)».
Ася Гагиева