Религиозное VS светское знание
С именем Аллаха. Милостивого и Всемилостивого!
Некоторые мусульмане придерживаются мнения, что изучения «достойны» только те науки (и знания), которые непосредственно связаны с исламом. История расцвета исламской цивилизации показывает, что такое мнение – ограничено и ошибочно. Потому что он сопровождался не только подвижничеством на религиозно-духовном поприще, но и развитием светских наук.
Мечети были не только местом поклонения, но и образовательными центрами. При них открывались медресе, в которых давали и религиозные, и светские знания. Мусульманскими правителями учреждались научные центры. Так, например, в 829 году в Багдаде была основана астрономическая обсерватория. Я. Фолта, Л. Новы в книге «История естествознания в датах: хронологический обзор» пишут: «В 831 году людям аль-Мамуна, вероятно, удалось проникнуть в пирамиду Хеопса…
Примерно в это же время аль-Мамун основал специальное учреждение - Дом мудрости, в котором работали учёные, владевшие различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. По приказу аль-Мамуна они переводили на арабский язык сочинения античных учёных, которые были вывезены из завоеванных им стран. Так, были переведены некоторые сочинения Аристотеля, Галена, Евклида, Птолемея и Гиппократа, а также произведения персидской и индийской литературы. После поражения, нанесённого аль-Мамуном византийскому императору, из библиотеки Византии было вывезено по одному экземпляру хранившихся там книг; почти все из них были переведены в Багдаде на арабский язык.
Во времена правления аль-Мамуна была также предпринята попытка измерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря. Установленная длина градуса равнялась 56 (точнее 56 и 2/3) арабским милям, что соответствует 113,04 км (и, следовательно, длина окружности Земли равнялась 40 700 км). В измерениях участвовал и аль-Хорезми. Составленные им астрономические таблицы пользовались большой популярностью».
Научными центрами халифата также служили такие города, как Каир, Дамаск, Бухара, Газна, Самарканд, Хорезм, Исфахан, Кордова и другие. В 859 году принцесса Фатима аль-Фихри основала в Фесе (Марокко) первый современный университет. В университете, принимавшем как мужчин, так и женщин, было несколько факультетов и преподавалось множество дисциплин.
В халифате развивали светские науки. Вся древнегреческая философия, геометрия, история была переведена арабами, а только затем уже европейцы начали развивать эти дисциплины. А название «алгебры» вообще происходит от арабского «аль-джабр», что переводится как «восполнение».
Среди известных научных деятелей халифата - математик аль-Хорезми, медики Фахруддин ар-Рази, Ибн Сина, историк и путешественник Ибн Фадлан и др.
Расцвет ислама сопровождался развитием светских наук. А с чем же был связан упадок? Государственный и политический деятель Малайзии Махатхир Мохамад сказал об этом следующее: «Великая исламская цивилизация пришла в упадок, когда мусульманские ученые стали интерпретировать поиск истины, как и предписано Кораном, в чисто религиозном смысле; все прочее знание для них стало неисламским. В результате мусульмане отказались от науки, математики, медицины и других так называемых светских дисциплин. Вместо этого они посвящали свое время спорам об учении ислама и его толкованиях, об исламской юриспруденции и исламской практике, что в конечном итоге привело к распаду уммы и образованию многочисленных сект, культов и школ».
Исходя из вышесказанного кажется сомнительным подразделение знаний на «исламское» и «не исламское», потому что всякое знание приводит к пониманию истины, к осознанию величия Творца, к более широкому и глубокому пониманию жизни, смысла и реалий окружающего мира. Иногда созерцание широт Вселенной, космических просторов или наблюдение под микроскопом поведения клеток могут быть более эффективным, убедительным инструментом даъвата (призыва), чем длинные проповеди и наставления.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина» (сура «аль Фуссилят», «Разъяснены», аят 53).
В другом аяте сказано: «Как же много на небесах и на земле знамений, мимо которых они проходят и отворачиваются» (сура «Юсуф», аят 105).
Можно предположить, что любое знание в основе своей религиозно. Потому что в какую бы науку человек не углубился, он встретит множество доводов, указывающих на величие, мудрость и могущество Создателя. Поэтому бессмысленно противопоставление «религиозного» знания светскому, так как в основе своей и то, и другое – отражение Его милости и путь к Его познанию.
Ася Гагиева