• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Рай и Ад: внутри нас

Время чтения: 4 мин
9586

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Есть такое высказывание одного из исламских ученых, что на земле есть и рай, и ад, и тот, кто не испытает рая на земле, тому не достичь его и в ином мире. Насколько это высказывание может быть справедливым? И как его понимать? Конечно же, его не стоит понимать буквально. Так как здесь скорее всего имеется в виду душевное состояние, адское и райское. Так чем они отличаются друг от друга?

Вспоминается притча об одном человеке, который попросил показать ему Рай и Ад. Его подвели к двум дверям, открыли первую и ввели внутрь. Там он увидел в центре комнаты огромный стол, за которым сидели люди. В середине стола стояла огромная чаша с едой, но у каждого из сидевших за столом были слишком длинные ложки, которыми они могли достать чашу, но не могли поднести их к ртам. Они выглядели больными и были голодны. «Это Ад», – сказали человеку. Затем его повели в другую комнату. Там так же сидели люди за круглым столом с огромной чашей посередине, но они были здоровы и счастливы. У них были такие же длинные ложки, которыми каждый из них кормил другого. «Это Рай, – сказали человеку. – «Эти люди научились кормить друг друга, а те думают только о себе». Мы подобны тем людям, которые находясь в одинаковых условиях, можем чувствовать как райское наслаждение, так и адские муки. Если вдуматься, то все мы находимся в разных условиях, но ниточки, по которым мы придем к вечной обители, начинаются в наших душах.

Рай и Ад – это не есть что-то, что можно увидеть только в том мире, их «отголоски» можно услышать уже здесь, в своих сердцах. под земным Раем опять же не следует понимать количество удовольствий и вовсе не беззаботную жизнь. Земной Рай – это путь, пройденный в покорности Всевышнему, через преодоление трудностей, через обретение благого нрава и чистого сердца. Земной Рай опять же не заключен во внешнем поклонении. Можно усердствовать в поклонении, но чувствовать себя несчастным и одиноким. И есть достоверные хадисы, в которых приводятся истории людей, отличавшихся поклонением в мирской жизни, но при этом обреченных попасть в Ад. Итак, земной Рай – это не удовольствия, не сладкая жизнь, и не внешнее поклонение. Земной Рай – это покорное благодарное сердце, это правдивость, искренность, смелость, упование на Всевышнего, милосердие и много других достоинств сердца, которые формируют прекрасный нрав и приближают к Всевышнему.

А что такое земной Ад? Это неблагодарность, недовольство предопределением, лицемерие, скупость, жестокость, лживость, привязанность к мирскому, одержимость страстями, высокомерие, жажда признания и похвалы, лесть, злословие и другие качества, ненавистные Всевышнему и отдаляющие от Его милости, составляющие дурной нрав и испорченное сердце.

В ином мире мы не приобретаем ничего нового, что нам не было знакомо в этом мире (не в буквальном смысле) – там мы лишь пожинаем плоды засеянных здесь семян. В Коране Всевышний говорит: «Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу. Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены» (сура «Аль Бакара», аят 281)

Джеймс Холлис, вспоминая круги Ада, описанного в поэме Данте, пишет: «Например, льстецы, распространявшие всю жизнь словесный мусор, в Аду погружены в экскременты, которые доходят им до рта. А материалисты? Они обречены судьбой вечно перетаскивать огромные валуны. Обжоры тоже обречены, так как не смогли понять, чем им нужно питаться, в чем заключается истинная духовная пища. В самом центре Ада находятся вмерзшие в лед предатели; холод их сердец стал их вечным наказанием. В таком случае смысл образного представления Данте заключается в том, что мы становимся тем, кем были, и даже, более того, в таком состоянии мы остаемся навсегда. Это уже звучит привычно, ибо кто из нас не становится все больше тем, кем он уже является, чувствуя себя обреченным на навязчивые повторения? Вот почему это состояние называется Адом, и адом становимся мы сами».

И Ад и Рай уже находятся в наших сердцах. Совершая плохие поступки, питаясь дурными убеждениями и ложью, воспитывая плохие черты и загрязняя сердце, мы доводим себя до «адского состояния». Депрессии, неврозы, личностные расстройства и другие психологические недуги признак того пути, по которому мы идем несмотря на наше внешнее поклонение. И наоборот, воспитывая в себе высокую нравственность, лелея искренность и чистые намерения, совершая праведные поступки, проявляя терпение и стремясь к истине, мы содержим свое сердце «в земном раю». Земной рай – это не мир, в котором нет проблем и трудностей, это рай, который достигается через боль, смирение, терпение, страдания.

Один из мусульман, подвергавшийся нападкам за его стойкость на пути религии, говорил: «В этой жизни сначала нужно попасть в Рай, чтобы можно было радоваться ему в иной жизни. Что могли бы сделать со мной мои враги? Мой Рай находится у меня в груд; куда бы я ни пошел, он всегда со мной. Мое заключение в тюрьму – это только возможность побыть наедине с собой; мое убийство – это всего лишь свидетельство; моя высылка – это отпуск».

Испытать рай на земле можно следуя заветам Всевышнего. Потому что в каждом из Его приказов, во всех условиях жизни, дарованной Им, есть только благо. В качествах, которые Он поощрил, есть радость и душевная удовлетворенность. Милосердие, благодарность, искренность, щедрость и др. – это все то, от чего радуются в первую очередь сердца обладателей этих прекрасных качеств. Разве не наступает для вас успокоение, когда несмотря на сильное желание, вы отказываетесь от греха в пользу верности и довольства Аллаха или когда мы оказываем помощь кому-либо из творений? Разве не расширяется душа, когда приобретается новое знание, приближающее к Аллаху? Разве не чувствуем мы духовную удовлетворенность после долгого дня поста? Все, что угодно Всевышнему, это шаг на пути к Раю. Поэтому не стоит «откладывать» его до следующей жизни, стройте свой Рай уже сейчас.

Ася Гагиева

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!

Социальные комментарии Cackle