Пусть грешник не отчаивается, а верующий не кичится

6471

Пусть грешник не отчаивается, а верующий не кичится

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Мы часто составляем мнение о человеке, опираясь лишь на внешние данные: облик, поведение, слова. И даже не зная его внутреннего мира, считаем собственные представления о другом исчерпывающими. Встречается такое и среди мусульман. Видя в других приметы маловерия или зная о чужих грехах, мы тут же мысленно оправляем их в Ад.

Такие суждения в одних людях (тех, кому «обещают» Рай) укрепляют высокомерие и самодовольство, а других (тех, кого относят к безнадежным грешникам) побуждают к отчаянию. Удивительно, с какой уверенностью некоторые люди могут утверждать, что такой-то попадет в Ад, а такой-то в Рай. Кому это может быть известно кроме Аллаха?

Приведем случай из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В хадисе от Сахля передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из своих походов столкнулся в бою с многобожниками. Затем каждая из сторон двинулась в сторону своего лагеря. Среди мусульман был мужчина, который не оставлял ни одного многобожника на своем пути. Люди сказали: «О, посланник Аллаха, среди нас сегодня никто не заслужил такой награды, как он!» Он ответил: «Поистине, он один из обитателей Огня». Они сказали: «Если он обитатель Огня, то кто из нас является обитателем Рая?!»

Тогда один из присутствовавших сказал: «Я буду присматривать за ним все время!», и следовал за ним, пока  тот не был сильно ранен. Чтобы ускорить смерть, он упер рукоятку меча в землю, а его острие себе в грудь и убил себя, навалившись на меч. Наблюдавший за ним мужчина пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Свидетельствую, что ты — Посланник Аллаха». Он спросил: «Что случилось?» И тот рассказал ему о случившимся. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинно, человек совершает деяния жителей Рая, как кажется людям, являясь при этом обитателем Огня. Другой же совершает деяния обитателей Огня, как кажется людям, являясь при этом жителем Рая». (Бухари и Муслим).

Вспомним также известный хадис о грешнике, напоившем собаку: «Как-то раз одного человека, который шёл по дороге, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился, а когда выбрался, неожиданно увидел перед собой собаку, которая высовывала язык и ела от жажды влажную землю. Человек сказал себе: «Cобаку жажда мучит так же, как и меня». Затем наполнил водой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи». (Бухари, Муслим) Или историю о двух людях из бану Исраиля. Имам аль-Газали в одной из книг приводит ее следующим образом. Поведали, что в племени Исраиля был один человек, которого прозвали самым порочным человеком из-за того что он много грешил.

Однажды этот человек проходил мимо другого, которого считали самым усердным в поклонении. У него на голове была чалма, защищающая его от солнца. И когда «самый порочный» оказался рядом с «самым усердным», он подумал про себя: «Я самый порочный человек в племени Исраиля, а он самый богобоязненный, и если я сяду рядом с ним, может быть, Аллах смилостивится надо мной».

И сел рядом с тем человеком. А «самый усердный» подумал про себя: «Я самый богобоязненный во всем племени Исраиля, а это самый порочный – как он может садиться рядом со мной?!» Тогда он отстранился от того и сказал: «Отойди от меня!» И Всевышний внушил пророку того времени: «Скажи им, чтобы каждый из них заново начал творить дела, ибо Я простил этого грешника и свел на нет дела этого усердного в поклонении».

В толковании к хадису «Поистине, Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, но смотрит Он на сердца ваши и ваши дела» выдающийся толкователь Корана, Мухаммад аль-Къуртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Это — великий хадис, который указывает на то, что нельзя давать кому-либо однозначную оценку на основании лишь внешних признаков праведности или порочности. Поскольку может быть так, что человек относится бережно к внешним делам, но Аллах знает у него в сердце дурное качество, по причине которого эти дела не принимаются.

И наоборот, может мы видим, как человек небрежно относится к своим обязанностям или ослушивается Аллаха, но Аллах знает в его сердце прекрасное качество, по причине которого простит его. Деяния – это признаки, основанные на предположении, а не прочные и бесспорные доказательства. Из этого следует, что нельзя допускать преувеличение в восхвалении человека, за которым мы видим праведные деяния. А также, что нельзя презрительно относиться к мусульманину, за которым мы заметили плохие деяния. Необходимо презирать и порицать сам поступок и само дурное состояние, но не человека, совершающего этот поступок. Призадумайся над этим, ибо (в этом вопросе) это тонкий взгляд!».

Слова ученого, а также правдивые рассказы из жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорят о том, что нам следует быть сдержанней как в восхвалении, так и в презрении. Ведь на все воля Всевышнего, и за Ним – решение о том, в какую обитель попадет тот или иной человек. В наше нелегкое для мусульман время, когда умма буквально разорвана на мелкие кусочки не столько войнами, сколько раздорами на почве религиозных споров и разногласий в мнениях, мы очень нуждаемся в том, чтобы быть терпимей к себе и к другим. Ведь «тот, кто милует, тот будет помилован», и «тот, кто прощает, будет прощен».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle
Home