• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Предупреждение о ложных хадисах

Время чтения: 4 мин
8108

К сожалению, религиозные тексты часто становятся средством манипуляции сознанием людей. Люди, преданные своей религии, могут пойти на любые жертвы вплоть до пожертвования своим имуществом и жизнью ради довольства Творца. И так мы получаем толпы, зараженные вирусом экстремизма, радикализма, ограниченного мышления, ведомого текстами, за которыми могут стоять искусные манипуляторы и по сути – злоумышленники, а не ученые и духовные учителя.

Когда упоминается о фитне (смуте) последних дней человечества, обычно приходят на ум разврат, жестокость, тирания, страдания слабых и вседозволенность сильных. Но меньше – мысли  о том, что фитна может быть связана и с религией. А именно с определенным толкованием тех или иных аятов и хадисов, и манипулирование ими не ради блага людей, а напротив – ради разрушения общин и дискредитации Ислама. Люди, которые слепо верят текстам, не исследуя их источником, не сопоставляя их с другими словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и опытом наших предшественников, живших в расцвет Ислама, науки, развития исламского общества, рискуют отдать свой ум в сети злоумышленников, которые будут им управлять согласно своей выгоде.

Предупреждал ли об этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Да. В некоторых хадисах передается о том, что говорил о том, что появятся люди, распространяющие хадисы и толкующие аяты так, что это будет вводить людей в заблуждение и в немилость Аллаха. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В конце времён появятся лжецы, которые явятся с хадисами, которых не слышали ни вы, ни ваши отцы. Остерегайтесь же их, и пусть они не введут вас в заблуждение и не искусят вас!» (Муслим, «Мукаддима ас-Сахих»)

Также от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в моей общие будет семьдесят с лишним проповедников, каждый из которых будет призывать к Аду. И если бы я пожелал, то указал бы вам на их отцов и их племена» (Абу Яъля)

Относительно этого сообщения Хамад ибн Зейд говорил о том, что  еретики приписали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, четыре тысячи ложных хадисов. Кто-то говорил о цифре в пять тысяч. И некоторые утверждали, что даже во времена табиинов число подобных хадисов достигало четырнадцати тысяч.

В этих хадисах могут призывы к насилию, дискриминации, несправедливости (под видом благодеяния), это могут быть хадисы, которые лишают душевных сил и вдохновения в религии, это могут быть хадисы, отталкивающие сердца от Ислама, усложняющие жизнь верующим и отягчающими их сердца. Со слов Абу Усайда и Абу Хумайда передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил:

«Если вы услышите от меня хадис, который воспринимают ваши сердца, и не противятся (ему) ваши волосы и кожа, и вы посчитаете, что он близок к вам, то я ближе к нему, чем вы. Если же вы услышите от меня хадис, который не воспринимают ваши сердца и отвергают ваши волосы и кожа, и вы посчитаете, что он далек от вас, то я дальше от него, чем вы» (Ахмад).

В другом хадисе сказано: «Доброе – это то, что успокаивает душу, успокаивает сердце. А грех это то, что, проникая вовнутрь, порождает сомнение в груди. Пусть даже люди поддержат тебя и одобрят содеянное тобой». Подобно этому некоторые хадисы могут также вызывать сомнения, отторжение, доводить человека до плохих мыслей о Всевышнем. А хадисы, в которых есть призыв к добру, красоте, высокой нравственности, любви и уважению, не смутят даже самые черствые сердца.

Что бы из вышеупомянутого не встречалось нам на пути, следует помнить о главных ценностях Ислама. Он был ниспослан для «воспитания высокой нравственности» (из хадиса). Мусульмане названы общиной, «посланной на благо человечества» (из аята). А Ислам для верующих – не для того, чтобы они стали несчастны и не для того, чтобы нагромождать их пессимистичными мыслями и трудноисполнимыми обязательства:

«Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (сура «аль Хаджж», «Паломничество», аят 65).

«Аллах желает вам облегчения» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 28).

«Не ниспослали Мы тебе Коран, чтобы ты был несчастен» (сура «Та Ха», аят 2).

Понимание того, что Ислам – это религия блага, добра и благоразумия, а также осознание милосердия и сострадательности Творца, которые никак не могут сочетаться с призывами к несправедливости, разобщенности, дискриминации, насилия и т.д., могут быть помощниками верующего на пути где он может встречаться с искаженными и ограниченными толкованиями текстов Корана и ложными придуманными хадисами. В любом случае, нужно иметь ввиду, что подобная опасность реальна и что слепое доверие текстам или определенным личностям – не признак твердости веры и глубины преданности.  Чаще всего это признак наивности и незнания основных ценностей Ислама.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle