• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему не стоит рассказывать о своих планах?

28344

В одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для успешного завершения дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого блага есть (свой) завистник».

В одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для успешного завершения дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого блага есть (свой) завистник».

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Наверное, каждый замечал, что «обнародование» своих планов и намерений часто заканчивается тем, что задуманное не сбывается. Человек на полпути теряет интерес или же возникают такие препятствия к задуманному, что понимаешь – игра не стоит свеч. Исследования, посвященные этому явлению, проводятся с 1926 года (Курт Левин) и результаты показывают – люди, которые оглашают свои намерения, меньше добиваются своих целей, чем те, кто оставил их в секрете.

В 1933 году Вера Малер установила, что озвученное действие воспринимается мозгом как уже совершенное. Например, если человек говорит другому: «С понедельника точно буду ходить в спортзал», то его мозг (вернее, его нафс) воспринимает это так, будто он уже начал ходить в спортзал и довел до конца задуманное. Несмотря на то что понедельник еще даже не наступил!

В 1982 году Питер Голльвитцер, профессор психологии Нью-йоркского университета, провел исследование с целью выяснить, насколько публичное озвучивание намерения влияет на достижение результата. Он отобрал в качестве участников студентов юридического факультета. Студентам раздали опросники, в которых они отмечали каких успехов они собираются достичь в своей профессии. Помимо этого они должны были отметить, какие действия они будут совершать для достижения своей цели. Право подписывать или не подписывать свое имя, испытатели оставили за участниками. После того как опросники были заполнены и сданы, Гольвитцер обнаружил, что большинство студентов подписали свое имя. Но на этом эксперимент не был завершен.

Через некоторое время испытатели решили проверить намерения студентов и создали искусственную ситуацию, в которой, якобы, были нужны  юристы. Предлагалось расследовании двадцати сложных криминальных дел, в которых студенты могли реализовать свои способности, а также приобрести ценный опыт. Право согласиться или отказаться опять же оставили за студентами. Что же получилось? Получилось, что каждый, кто публично высказал свои намерения стать хорошим юристом, отказался от работы, несмотря на громкие обещания, данные ими в опросниках. Те же, кто оставил свои намерения в секрете, согласился участвовать и более того – эта группа довела свое дело до конца.

На этом Гольвитцер не остановился. После прохождения практики он провел еще один эксперимент с теми же участниками. Он показал им пять фотографий верховного суда разных размеров. Участников спрашивали: «Насколько хорошим юристом ты себя чувствуешь сейчас?» И участник отвечал выбором фотографии – чем больше размер фотографии, которую но выбирает, тем выше он себя оценивает. Что получилось? Студенты, которые ранее в опросниках открыто выражали свое желание профессионального роста и при этом отказались от практики, выбирали самые большие фотографии. А те, кто скрыл намерения и прошел практику на «отлично», были «скромнее».

Подобные исследования проводились и в 2009 году. Но результат один и тот же – те, кто рассказывает о своих намерениях, менее склонны к тому чтобы воплощать их в реальность. Психологи утверждают, что сами слова и обещания в их мозгу (вернее, в логике их нафса) замещают как будто замещают реальные действия и поступки. Как будто для них сказать равносильно тому чтобы сделать и достичь.

Обычно когда человек открыто говорит о своих намерениях, он получает за это похвалу авансом. И радость от этого признания снижает мотивацию человека. Большинство таких людей – это люди, которые «собирались»: собирались написать книгу, собирались исправиться, хотели стать учеными, собирались выучить Коран наизусть, хотели извиниться и т.п. Они собирались, но они не сделали. Результат подобных исследований приводит нас к разумному выводу: сохранять намерение при себе и делиться уже совершенным, а не задуманным.

В одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для успешного завершения дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого блага есть (свой) завистник». Так как «сглаз является истиной» и может негативно повлиять на дела человека, вполне возможно, что именно он в большинстве случаев является причиной потери интереса человека к задуманному делу и реализации своих целей. А психологические исследования в данном случае являются дополнительным мотиватором для того, чтобы сдерживать себя от преждевременного празднования несовершенного дела.

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Комментарии

Яндекс.Метрика