Парадокс духовного джихада
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В хадисе от Ибн Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Наилучшим джихадом является джихад того, кто борется с собой ради Аллаха, Всемогущ Он и Велик». (ат-Табарани). Также от Фадали ибн Убайды, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал во время прощального паломничества: «Не сообщить ли вам о верующем? Это тот, кому люди доверяют свое имущество и души. Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком, ни руками. Муджахид – это тот, кто борется со своей душой ради поклонения Аллаху. А мухаджир – это тот, кто оставляет ошибки и грехи». (Ахмад, Хаким, Ибн Хиббан).
Борьба с нафсом играет важную роль в совершенствовании поклонения Всевышнему Аллаху. По сути, это преодоление преград, ведущих к Его познанию, приближению к Нему и к Его довольству. В Коране Всевышний сказал: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 69).
В комментарии к этому аяту один из ученых сказал: «Пречистый Аллах связал верное руководство с джихадом. И наиболее совершенное руководство у тех людей, которые больше всего совершают джихад. И самым обязательным джихадом является джихад с собой, джихад с желаниями, джихад с шайтаном и джихад с миром этим. И совершающего эти четыре вида джихада ради Аллаха Он поведет путями Его довольства, которые ведут к Его Раю. Кто же оставил этот джихад, тот упустил из руководства настолько, насколько он упустил из джихада.
Аль-Джунайд сказал (о значении этого аята): «Тех, кто борется со своими желаниями, обращаясь к Нам с покаянием, Мы поведем по пути искренности». Невозможно сражаться с внешним врагом, не борясь с этими внутренними врагами. Тот, кому будет оказана помощь против этих (внутренних врагов), ему будет оказана помощь против его врага. Тот, против кого будет оказана помощь (в пользу этих внутренних врагов), против него же будет оказана помощь его врагу».
Но духовный джихад только по описаниям представляется путем, усеянным победами и триумфами. Это не просто дело силы воли или решительности. На этом пути есть множество неожиданностей, встреча с которыми может повергнуть в сомнения. И одна из них – это то, что можно назвать «парадоксом духовного джихада». Он заключается в том, что чтобы одержать победу в этой войне, тебе придется терпеть поражения. И чем больше побед ты хочешь одержать, тем больше битв придется проиграть.
Причина этого «недоразумения» в неоднородности души, в ее противоречивости. И кто бы ни ступил на путь ее совершенствования, иными словами на путь духовного джихада, он неизбежно столкнется с тем, что каким-то частям его души придется терпеть потери и унижения, в то время как другие части будут возвышенны. Чтобы победило смирение, гордость должна проиграть. Чтобы победила щедрость, должна проиграть жадность. Чтобы отдать победу терпеливости, придется «унизить» врожденную поспешность и беспокойство.
И эти внутренние «проигрыши» будут сопровождать нас на пути нелегкой борьбы. И эти потери мы будем наверняка переживать так же печально как и потери чего-то хорошего. Потому что мы привыкаем к своим недостаткам, «сращиваемся» с ними, а расставаться с ними зачастую так же болезненно, как и расставаться с тем, что было частью твоей души и служило тебе на благо.
Но в результате такой работы мы приходим к важному приобретению – к смирению и кротости. Это очень важное качество пред Всевышним, которое не приобретается путем подражательства и бездействия. Исламский учёный аль-Газали сказал о кротости: «Тот, кто старался быть кротким, – добился величия».
Духовный джихад – это путь победителя. Но чтобы достичь окончательной победы, ему приходится столкнуться с множеством потерь и расставаний. Расставаний со своими желаниями, пороками, пагубными привычками, вредными мыслями, невежеством. Приобретая трофеи, он в то же время сталкивается с необходимостью потерять то, что было ему близко.
И его путь становится путем приобретений настолько же, насколько путем потерь. Однако итогом этой битвы становится триумф, затмевающий воспоминания о всей пережитой боли. Вознаграждение Раем. Так как Всевышний в Коране сказал: «Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай» (сура «ат-Тауба», аят 111) И в другом аяте: «Тот, кто сражается, сражается во благо себе. Воистину, Аллах не нуждается в мирах!» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 6).
Ася Гагиева