Отношение к рабству в исламе
Рабство – одна из тем, которой «жонглируют» исламофобы в попытках очернить Ислам. Однако более подробное рассмотрение данного вопроса в исламском свете лишает их и этого аргумента…
- Исламский принцип «все люди рождены свободными, рабство – это случайность»
В Коране Всевышний Аллах говорит: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 13)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «…все люди – дети Адама, а Адам создан из земли».
Во всех исламских государствах рабство является запрещенным. А принцип, что все люди рождены свободными, и что рабство является случайностью, поддерживается всеми учеными Ислама. Несколько важных аспектов данного принципа:
- Добровольное рабство запрещено. Человек не может стать рабом, даже если он этого желает.
Также свободный человек не может быть порабощен. И важно то, что это правило установлено не современными исламскими учеными, а самим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, 1400 лет назад. В одном из хадисов сказано: «Есть три вида людей, против которых я буду свидетельствовать в Судный день. Один из них – человек, который поработил свободного человека, продал его и потреблял за это цену».
Свободным считается и ребенок, который потерял родителей, даже если его родители были в рабстве.
- Достойное и уважительное отношение к рабам во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Слово «раб» имеет негативную окраску. И это совершенно несравнимо с тем отношением достоинства и уважения, которое практиковалось к людям этого положений во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Ваши рабы – ваши братья. Аллах поместил их в ваши руки, и если в вашем распоряжении «ваш брат», то кормите его тем же, что едите сами, одевайте его в такую же одежду. Не давайте им непосильной работы, а если они работают на вас, помогайте им» (Муслим).
Передают также со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если слуга кого-либо из вас будет готовить для него еду, находясь вблизи от огня и [вдыхая] дым, а потом принесёт её, пусть [хозяин] посадит его вместе с собой, [чтобы этот слуга] поел. Если же еды будет мало, пусть [хозяин] даст ему кусок-другой». (Муслим)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал бить рабов. Искуплением за удар или пощечину, нанесенную рабу, было его освобождение. Так, Абу Масъуд аль-Ансари сказал: «Я ударил моего слугу, когда услышал голос за моей спиной: «Знай, а Абу Масъуд, что Аллах имеет больше власти над вами, чем вы над ними». Я обернулся, это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. я сказал: «О Посланник Аллаха, я освободил его ради Аллаха». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если бы ты не сделал этого, ты был бы сожжен в аду» (Муслим)
Запрещалось не только бить, но и говорить обидные слова в адрес слуг. Сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к ним не иначе как со словами «мой сыночек», «доченька». И говорил своим последователям: «Пусть никто из вас не говорит: «Мой раб» или «моя рабыня». Следует говорить «мой юноша» «моя девочка» или «мой мальчик». (Бухари, Муслим, Ахмад)
Читать продолжение (2 часть)
Ася Гагиева