Особенности духовного джихада. Часть 3
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Однажды Абдуллах Ибн Масъуд, да будет им Всевышний, спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Какое дело любимее Аллаху?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
- Своевременная молитва.
- А потом?
-Благодеяние к родителям.
-А потом?
-Джихад на пути Аллаха.
Джихад на пути Аллаха имеет разные формы, наиболее достойной из которых является духовный джихад – борьба с нафсом. Давая определение джихаду один исламский ученый сказал, что это «приложение возможностей – усилий, с целью достижения того, что любит Истинный (Аллах) и отражения того, что Он не одобряет». А также, что «сутью джихада является усердие в стремлении добиться того, что любит Всевышний Аллах из веры и добрых деяний, а также отражения того, что ненавистно Ему из неверия, распутства и ослушания». Но каким образом человек добивается этих целей и какое оружие он использует в духовном джихаде?
• Знание. Наверно, самым главным орудием на поле духовного джихада является знание. В первую очередь, это знание исламских норм, правил, изучение дозволенного и запретного, чтобы быть уверенным в средствах, используемых в ходе духовной борьбы. Это знание должно быть основано на достоверных источниках, иначе есть риск впасть в религиозное заблуждение. Как сказано в хадисе, знание – это душа Ислама и опора религии. Также сказано, что один алим для шайтана тягостнее ста абидов (поклоняющихся). Также о достоинстве знающих над незнающими Всевышний говорит в Коране: «Скажи: «неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом»
• Самоотчет. Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси: «О сын Адама! Твое тело – для земли, и то, что ты собрал – это для наследников. Наслаждение (от того, что ты собрал) – для других, а отчитаться должен ты, наказание и сожаление для тебя, твои деяния будут тебе другом в могиле: ты отчитай себя, пока ты не будешь отчитан». Также в другом хадисе: «О сын Адама! Тот человек, у которого разбился корабль и вернулся на доске, будучи окруженным морскими волнами, не подвергся большей беде, чем ты; поэтому отдавай отчет своим грехам и будь осторожным в своих деяниях».
Самоотчет выражается в самонаблюдении, анализе своих поступков, мыслей, чувств. Хорошие дела не помогут человеку, если они совершенны неискренне, под влиянием мирских амбиций. Поэтому самоотчет необходим как внутренняя подготовка тела для служения Всевышнему, самоотчет необходим для отслеживания своей внутренней жизни. Каковы мои мотивы? Что заставляет меня так поступать? Насколько я искренен? Делаю ли я это чтобы понравиться другим или искренне ради Аллаха? Такие вопросы позволяют человеку лучше понять себя и быть более сознательным в своей деятельности.
• Религиозная практика. Оружие, каким бы эффективным оно ни было, бесполезно, если его не используют. Также, как и знания и самоотчет бесполезны, если они не мотивируют человека на более активное, усердное поклонение Всевышнему. Помимо обязательных столпов ислама нужно включить в ежедневный «духовный рацион» и дополнительные практики, унаследованные из Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Чтение Корана, дополнительный пост, ночные молитвы, молитву-истихарат, помощь другим, благонравие, милосердие и т.п. В хадисе, приведенном имамом Ахмадом, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, верующий тащит своего шайтана за хохол так же, как любой из вас тащит своего верблюда в пути» Совершение добрых дел ослабляет влияние «шайтана-спутника», ослабляет узы, связывающие душу с дурными склонностями нафса. Религиозная практика, выраженная в делах, любимых Всевышним Аллахом – это непосредственно наступление на внутреннего врага и ослабление его деструктивного влияния. Как сказано в хадисе Кудси: «…твои деяния будут другом тебе в могиле». Поэтому религиозной практике нужно уделять особое внимание.
• Дуа. Каким бы усердным ни был человек и как бы тщательно он не проводил самоанализ, все же его душа и его дела находятся во власти Всевышнего. В Коране сказано: «Поистине, я уповаю на Аллаха, моего Господа. Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Поистине, мой Господь – на прямом пути».
Многих праведников погубила самонадеянность и чрезмерная вера в свои силы и в свою волю. Они служили Всевышнему, но не уповали на Него, и тогда они были предоставлены самим себе, что их и погубило. Самонадеянность – это одна из дверей шайтана, через которую он незаметно проводит праведников до степени ослушников. Поэтому как бы много мы не совершали добрых дел и как бы много мы не изучали ислам, мы должны всегда помнить о милости Всевышнего, благодаря которой в наших сердцах горит эта любовь к своей религии.
Рассказывают, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда сотворил Аллах Рай и Ад, то послал ангела Джабраила в Рай и сказал: «Посмотри на него и на то, что Я приготовил для его обитателей». Джабраил увидел Рай и те замечательные блага, которые Аллах приготовил в Раю и по возвращению обратно воскликнул: «Клянусь славой Твоей, никто, заслышав о нем, (не сможет ни возмечтать о том), чтобы войти в него!» Аллах тогда окружил Рай трудностями, нуждой и лишениями и огородил Рай со всех сторон предписаниями Шариата, для соблюдения которых необходимы искреннее самоотречение и огромные усилия. Потом Аллах велел ангелу Джабраилу посмотреть на Рай с новыми барьерами, поставленными вокруг него. И по возвращению ангел Джабраил воскликнул: «Клянусь славой Твоей, я боюсь, что ни один Твой раб не сможет войти в Твой рай. Условия соблюдения правил Шариата, которые Ты предписал, очень трудны, и вполне вероятно, никто не сможет выполнить их». После этого Аллах послал ангела Джабраила в Ад и сказал: «Пойди в Ад, посмотри на него и на то, что Я приготовил в нем для его обитателей». Ангел Джабраил, увидев Ад, и по возвращению обратно поизнес: «Клянусь славой Твоей, никто, заслышав о нем, (не сможет не сделат все возможное), чтобы избежать его». Затем Аллах окружил Ад материальным комфортом и плотскими наслаждениями, и послал ангела Джабраила взглянуть на Ад теперь. По возвращению ангел Джабраил воскликнул: «Клянусь славой Твоей, я боюсь, что ни один Твой раб не сможет (противостоять соблазну) войти в него».
Дуа в духовном джихаде – это не только обращение к Всевышнему с мольбами о помощи и поддержке, но и показатель того, что мы уповаем на Него, что мы не являемся самонадеянными и понимаем свою слабость перед множеством соблазнов, поступающих не только извне, но и изнутри.
Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, уподобил свой нафс стаду, которое если собрать с одной стороны, разбредается с другой. Знания, самоотчет, религиозная практика (добрые дела) и упование на Всевышнего (выражаемое в мольбах к Нему) – это забор, запирающий нафс со всех сторон. Ни одним из этих орудий джихада нельзя пренебрегать, чтобы нафс, прикрытый с одной стороны, не освободился через другую.
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.