• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Об опасности ненависти и вражды в Рамадане

6656

Мы должны позволить милости проявиться через отношение к другим людям

Мы должны позволить милости проявиться через отношение к другим людям

Рамадан – месяц милости… Но всегда ли мы позволяем себе вкусить от него, отвергнув вражду и ненависть друг к другу. Многие из нас постятся, отказывая себе в пище и питье, надеясь на награду Аллаха, однако при этом не исправляют своих дел в отношении других людей. Не все мы осознаем, что нахождение в состоянии вражды или конфликта, переживание ненависти или злобы к своему брату или сестре по вере, по родственным узам могут очень пагубно отразиться на нашем поклонении.

Сподвижники были людьми из числа близкого круга Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И один из них, Абдулла ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, когда его спросили о том, как они встречали Рамадан, ответил: «Ни один из нас не имел смелости встречать этот месяц хотя бы с каплей ненависти к своему брату (по вере)». Будучи приближенными Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, некоторые из них получили весть о Рае, однако они считали дерзостью против Аллаха встречать отмеченный Им священный месяц хоть с тенью вражды друг к другу. Эти люди хорошо осознавали роль сплоченности, близости, крепких уз для мирской, но главное – для вечной жизни. И понимали опасность вражды в такое важное, священное время.

Вражда «обнуляет» религию

Ты можешь стараться увеличить иман, можешь трудиться, совершая молитвы и держа пост, поминая Аллаха и читая Коран, но ссора  –  как огонь, может пожирать благо твоего усердия на пути Всевышнего. Вражда  или ненависть к другому может препятствовать «прорастанию» семян веры в сердце, отчего верующий совершая богоугодные дела, не чувствует их сладость и не получает за это воздаяния. В одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил  у людей: «Не рассказать ли вам, что является более величественным, высоким в своей степени, чем совершение намаза, соблюдение поста и выплата закята?» – «Да, о Пророк (мир ему и благословение Аллаха)», – сказали сподвижники. И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Это улучшение отношений между людьми». И далее: «А разрушение отношений между теми, кто раньше дружил, подобно бритью волос с корней». «Что же их сбривает?», - спросили люди.  Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха,  ответил: «Я не говорю, что это сбривает волосы, я говорю, что оно сбривает религию (т. е. лишает человека религии)» (передано Ахмадом, Абу Давудом и ат-Тирмизи). Другими словами, разрушение хороших отношений подобно лезвию сбривает религию с сердца.

Вражда препятствует тому, чтобы дела поклонения были приняты

Однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о женщине, которая «много молится, дает милостыню и держит много постов, но она вредит соседям своими словами (оскорбляя их)», на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Она попадает в Ад» (хадис передан Ахмадом, Ибн Хиббаном).

То есть благие деяния не спасли эту женщину от вреда ее враждебного отношения к своим соседям и ее конечным пристанищем был огонь. Так стоит ли полагаться на свои дела поклонения тем, кто, совершая их, не может перешагнуть через свою гордость или жесткость и попросить прощения и сделать шаг к примирению? В Рамадан мы прилагаем больше усилий, чем обычно. Терпя жажду и голод, постясь с рассвета до заката, какими бы длинными ни были дни, а затем после ифатара посвящая себя Корану или другим делам, будь то намаз, Коран или просто отдых, мы надеемся на прощение и вознаграждение. Но подозреваем ли мы, что башни наших благодеяний могут обрушиться по причине нашей вражды с кем-либо или ссоры, о которой мы забыли, или по причине обиды, которую мы нанесли и также забыли о ней.  Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Врата рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются (грехи) каждому рабу (Аллаха), ничему не поклонявшемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого с его братом (разделяла) ненависть, и тогда говорят: «Подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примирятся друг с другом!» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан).

Стены разлада иногда могут возникать между нашими сердцами, однако наилучшие из нас – это те, кто первым идет навстречу своему брату, кто стремится к прощению и спешит проявить милость. Лучшие по характеру и более разумные по сердцу. Потому что причины, по которым возник разлад, со временем потеряют силу, актуальность, а благой шаг, сделанный навстречу другому, останется жить в вечности, ложась на весы благодеяний тяжелым весом. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Аюбу Ансари «Хочешь, я тебя направлю на ту милостыню, на то деяние, которым будет доволен Всевышний и Посланник Аллаха (мир ему и благословение)? Ты улучшай отношения между людьми, когда они будут разрушаться между ними, и ты приближай их отношение друг к другу, когда они будут отдаляться». И сказано в другом хадисе: «Мусульманину запрещается избегать своего брата более трех ночей. При встрече каждый из них начнет отворачиваться, но лучший из них – тот, кто первым поприветствует другого» (Бухари, Муслим).

Рамадан – месяц милости и богоугодных дел. И мы должны позволить этой милости проявиться через отношение к другим людям, в том числе и тем, с кем у нас были разногласия. И должны совершать богоугодные дела не только постом и намазом, но и налаживанием отношений между собой и другими людьми.

Пусть Всевышний увеличит милосердие в наших сердцах и сплотит нас на истине и благе.

Ася Гагиева

Комментарии для сайта Cackle