О любви и милости Всевышнего
Одно из определений слова «любовь» - милосердие. Одно из имен Всевышнего также переводится как Милостивый – ар-Рахман. Но перевод, к сожалению, не отражает всей глубины и насыщенности этого слова.
У него есть три основные коннотации:
1. То, что милость Всевышнего глубока (то есть она глубже наших представлений о ней)
2. То, что милость Всевышнего постоянна (присутствует в каждое мгновение нашей жизни)
3. То, что Его милость так сильна, что ничто не может препятствовать ей.
МилостьВсевышнего охватывает абсолютно все. Как сказано в Коране:
«Моя милость объемлет всякую вещь» (сура «аль Аъраф», «Преграды», аят 156)
В другой суре говорится: «Милостивый, научил Корану» (сура «ар-Рахман», «Милостивый», аяты 1-2)
В этом аяте Всевышний говорит о Себе «Милостивый», что может быть понято как «Господь милосердия», и Он обучил Корану. Это лингвистическое указание, подчеркивающее, что Коран был послан как проявление милости Всевышнего. Другими словами, Коран – это как большое «письмо милосердия» человечеству. Только искренний любящий желает тому, кого он любит, самого лучшего, предупреждает его об опасностях и препятствиях и указывает путь к счастью. Суть Корана в призыве к человечеству, предупреждает и выражает благие намерения.
Особеннаямилость
С Милостивым связано имя Всемилостивый. В арабском языке это два однокоренных слова, общим корнем которых является слово «утроба». Корень один, но разница существенная. Что касается «первой милости», выраженной в слове «ар-Рахман», то она, распространяясь на всех (и на тех, кто желает принять, и на тех, кто отвергает веру в Аллаха и Его милосердие), проявляется главным образом в этом мире – в виде дарования удела, обеспечения, успехов, спокойствия и иных благ и верующим, и неверующим, и благочестивым, и нечестивцам.«Ар-Рахим» относится к особой милости, предназначенной для тех, кто хочет принять ее. Кто бы не принял руководство Всевышнего, он принял и Его особую милость. Она предназначена верующим и будет проявлена к ним в райской обители – в непрерывающемся блаженстве и близости со Всевышним.
Особая любовь
Согласно Корану Всевышний Аллах – Любящий. На арабском звучит как «аль Вадуд». Это относится к особой любви – к очевидной. Происходит это слово от арабского «вуд», что значит выражение любви через акт дарения:
«Он – Прощающий, Любящий» (сура «аль Бурудж», «Созвездия Зодиака», аят 14)
Любовь Всевышнего превосходит все виды человеческой любви. Его любовь больше, чем все мирские виды любви. Например, материнская любовь основана на ее внутренней потребности в связи с ее ребенком. Это наполняет ее и через жертвование, заботу о ребенке она ощущает себя удовлетворенной, находя в этом и смысл, и вдохновение. Но Всевышний – Самодостаточен, Он не нуждается ни в чем. Любовь Всевышнего не основана на Его нуждах, и это самый чистый вид любви – когда ты даешь, не нуждаясь, не будучи зависимым от ответа.
В этом свете кажется просто невозможным не любить того, Кто любит тебя больше всех людей на этом свете. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Всевышний Аллах более милостив к своим рабам, чем эта женщина к своему ребёнку» (Бухари)Осознание такого отношения внушает ответную любовь ко Всевышнему. Как писал аль-Газали: «Для тех, кто имеет пониман ие, не может быть более достойного объекта для любви, чем Всевышний, никого – кто заслуживал бы ее больше».
Всевышний не обязывает нас любить Его по-особенному. Он вообще не принуждает нас к любви. Иначе в такой любви не было бы смысла. Всевышний по Своей милости сопровождает нас Своей заботой и состраданием в каждый момент времени. И только принятие Его руководства, ответ на Его милость поклонением и благодарностью позволяет полноценно соприкоснуться с Его милосердием. Господь милосердия любит тебя, но чтобы эта любовь проникла в сердце, нужно открыть его для любви – через принятие Его руководства. Это ответ на вопрос тех, кто может подумать: «Я согласен, что Всевышний любит меня, но как мне ответить Ему?». Как сказал об этом один ученый: «Нет сомнений в том, что совершенное поклонение является результатом совершенной любви к Аллаху, и совершенная любовь связана с совершенством того, кого ты любишь. Пока человек жив сердцем и умом для него не будет никого более близкого и дорогого, чем его Создатель. Несомненно – любовь к Нему ведет к подчинению и служению Ему, поиску Его довольства, усердию в поклонении и обращению к Нему. Любовь – это самый сильный и глубокий мотив богослужения».
Ася Гагиева