Невидимые последствия наших поступков…
Каждый из нас – это часть общества, которая как подвергается его влиянию, так и оказывает на него взаимное. Наши слова, поступки, поведение – все это может стать примером и образцом для кого-то, при том, что мы можем не догадываться, что стали образцом будь то блага или зла. Это не значит, что мы должны вести себя лицемерно и по-ханженски, притворяясь святошами, но значит, что нам следует осознавать, что у того, что мы делаем, могут быть гораздо более масштабные последствия, чем мы предполагаем. Один из примеров такого понимания приведен в истории, которая якобы произошла во времена правления халифа Умара, да будет доволен им Аллах. Рассказывают, что трое человек схватили одного пастуха и привели его к Умару, да будет доволен им Аллах, сказав: «О, повелитель правоверных, мы хотим, чтобы ты наказал его, ибо он убил нашего отца». Умар взглянул на обвиняемого и спросил: «Почему ты совершил это?» Тот ответил: «Я пасу верблюдов и коз. Один из моих верблюдов съел куст с земли их отца, тогда он рассердился и бросил камнем в животное, да так, что оно пало замертво. Увидев это, я со злости поднял тот же самый камень и ударил им мужчину, после чего он испустил дух». Выслушав его историю, Умар сказал: «В таком случае мы должны убить тебя возмездием за погубленную душу». Зная, что Умар помимо великой справедливости обладал еще и мягкосердечием и внимал просьбам народа, пастух обратился к нему с последней просьбой: «О, повелитель, дай мне отсрочку на три дня, ибо мой отец умер, оставив наследство мне и младшему брату. И если вы убьете меня сейчас, то пропадет и брат и имущество, позвольте же мне лишь уладить это дело, более ничего мне не нужно». «Кто же поручится за тебя? Ты здесь чужак, тебя никто не знает!» – воскликнул Умар. Бедняга стал с надеждой разглядывать лица людей, собравшихся на площади и, остановив взгляд на одном из них, прикрикнул: «Он!» Люди замерли от волнения, ведь то был не кто иной, как Абу Зарр, благородный сподвижник Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и всеобщий любимец. «Ты действительно поручишься за этого человека? – спросил его Умар, на что тот утвердительно кивнул головой.
Люди хотели отговорить Абу Зарра от столь рискованного поступка, ведь если бы убийца убежал и не вернулся, то наказание пришлось понести ему самому. Но все эти уговоры нисколько не могли повлиять на человека, который был сподвижником самого заключительного Божьего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и он остался непоколебимо верным данному слову.
Мужчину отпустили на обещанный срок, и он незамедлительно отправился в путь, люди же разошлись по своим домам, печалясь за будущее Абу Зарра, ведь мало кто верил, что чужестранец вернется. Вся Медина пребывала в ожидании. Так прошел день. Второй. Вот уже третий близился к концу. Народ снова собрался на площади, а чужеземца все еще не было. Солнце клонилось к закату, как вдруг в толпе стали слышаться восторженные выклики «Он вернулся, он вернулся!».
Запыхавшийся от бега, изнеможенный долгой дорогой, пастух свалился прямо перед Умаром и едва слышным голосом произнес: «Обещание выполнено, я вверил своего брата и имущество дядям по матери, и ничто больше не удерживает меня от того, чтобы понести заслуженное наказание!» Умар изумленно окинул взглядом тощего пастуха, удивляясь его смелости, и спросил: «О, раб Аллаха, скажи мне, что заставило тебя вернуться, в то время как ты мог бежать?» На что тот ответил: «Я боялся, что скажут: «Не осталось верности в людях!». Тогда Умар позвал Абу Зарра и спросил его: «Что же заставило тебя поручиться за человека, которого ты никогда до этого не видел, и не знал, увидишь ли когда-нибудь еще?» «Я боялся, что скажут: «Не осталось в людях доверия!», – произнес Абу Зарр. Эти слова смягчили сердца детей убитого, и они сказали: «Мы прощаем его, о, повелитель правоверных!» «Почему?» – удивился Умар. И они сказали: «Мы боимся, что скажут: «Не осталось прощения в людях!».
В этой истории верности, доверия и прощения показано, какую сознательность проявили все четверо – в противовес личной выгоде все они руководствовались тем, какое впечатление произведет на других то, что они сделают. И, боясь подать дурной пример другим, они поступили так, как было наиболее мудро, честно, милосердно. Что в конечном итоге привело к благополучному исходу. В жизни часто нам кажется, что наши поступки остаются незамеченными, что наши деяния не оставляют значительных следов. Но на самом деле мы просто не осознаем, что даже наш взгляд, улыбка, выражение лица или слово могут остаться в чужой памяти образцом и примером. Многие наши привычки и убеждения сформированы не столько благодаря нашим собственным выводам и размышлениям, а просто скопированы с поведения и мнений окружающих. Считая себя отдельной частицей, мы все-таки не можем отрицать нашей тесной взаимосвязи, взаимозависимости, благодаря которым мы живем в постоянном обмене информацией, в постоянном процессе взаимовоспитания. Не стоит забывать об этом даже в мелочах. Когда мы опаздываем на встречу, не исполняем обещаний, забываем сделать нечто важное, подводим по мелочи кого-то, не возвращаем вовремя доверенное и т.д. – мы как будто подаем пример и разрешение другим. Видя, что так поступаем мы, другие невольно повторяют про себя «так можно делать». А если мы соблюдаем правила, этикет, проявляем вежливость, дружелюбие, искренность, остаемся честными и надежными даже в мелочах, делаем то, что обещали и возмещаем убытки за вред, который причинили, и т.д., мы также подаем пример, но пример положительный. Для многих людей поведение других – это один из самых постоянных учителей, они учатся у других, «заражаются» у них, как будто повторяя про себя «вот так нужно жить» или «а что, и так (по-хорошему) можно?..» За всю свою жизнь мы невообразимо много делаем открытий для других как в плане благодеяний, так и в плане плохих поступков. Я знаю людей, которые казались безнадежными невеждами, но благодаря тому, что они встречали на своем пути добрых и любящих людей, их сердца смягчались, их мнение о людях менялось в лучшую сторону, они сами начинали открывать в себе благородные, высоконравственные черты. Например, один преступник рассказывал, что лучший урок любви ему преподала мать женщины и бабушка ребенка, которых он убил. Он ожидал от нее ненависти и вражды, но вместо того встретил… спокойное принятие со стороны этой женщины, которая должна была испытывать к нему как минимум гнев. Это стало для него уроком, который перевернул все его представления о том, что значит быть человеком, любить, прощать. Как сказано в Коране: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссылят», «Разъяснены», аят 34)
Значит ли это, что мнение окружающих должно стать мерилом наших поступков? Нет. Скорее, это про то, чтобы мы понимали, что наши поступки, убеждения, поведение имеют гораздо больший масштаб, чем мы себе представляем. Их сила выходит за рамки нашей жизни. И они имеют последствия, о которых мы можем не догадываться. И обесценивать этот факт значит проявлять безответственность. Нам не нужно быть влиятельными чиновниками или гениями, чтобы влиять на других и менять чью-то жизнь. Достаточно самому быть ответственным, честным, заботливым и т.д., и тогда это станет образцом для всех, кто является свидетелем нашей жизни. Так мы невольно укрепим «силу добра» на этой земле. Как сказал один из праведников: «Спаси себя, и рядом с тобой спасутся тысячи».
Ася Гагиева