• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Муки веры: как преодолеть цикл вины?

Время чтения: 4 мин
4870

Искренние верующие часто могут сталкиваться с таким явлением как «цикл вины». Это круг, в котором он постоянно крутится, временно находя покой и сопровождаясь тревогой. Как говорила одна из сестер:

«Я тысячу раз прошла этот круг. Когда в моей жизни случалось что-то плохое, мне казалось, что это по причине того, что я сделала что-то плохое, согрешила перед Всевышним. И теперь я наказана за свое непослушание. Тогда я снова начинала много молиться, каяться, плакать и т.д. И давала себе обещание больше никогда не грешить и не повторять случившегося. Какое-то время мне удавалось вести такой образ жизни, но долго это не получалось делать и я снова как-то оступалась. И начинала снова каяться, страдать, молиться. Так продолжалось долго, пока я сама не поняла, что постоянно хожу кругами».

Наверняка это не единственная подобная история. И многие из них объединены одним сценарием. Каким? Что лежит в его основе? И как его преодолеть?...

Цикл вины начинается с идеи, что ты сам по себе не совершенен, но должен стремиться к идеалу, совершенству. Ты должен быть безгрешным, чтобы Всевышний был благосклонен к тебе, не наказывал тебя. Причем в понятие «греха» могут входить не только явные преступления вроде прелюбодеяния или воровства.

В этом цикле все гораздо плачевней – грехом могут считаться даже мысли и благие поступки. Помнится, как в мусульманских пабликах приводили как пример праведности слова одного ученого, который в конце жизни горько сожалел только об одном поступке – то, что он ответил на приветствие человека, которого первый считал заблудшим...

Подогревают подобные страхи и цитирование некоторых хадисов, по которым малейший проступок или слово могут стать причиной отправления человека в Ад. «Такие истории заставляют меня думать, что я постоянно грешу. Был период, когда я даже перестал разговаривать с людьми, потому что боялся, что скажу что-то такое, что будет грехом. Даже когда со мной здоровались и спрашивали как дела, мысли о том, что сейчас мой ответ «хорошо» или «нормально» будет записан и мне придется отвечать за это в Судный день, не позволяли мне сразу отвечать на такие простые вопросы. Пока я пропускал все это через подобные фильтры, желание отвечать уже пропадало и в конце концов я дошел до того, что перестал нормально разговаривать с людьми и вообще остался один, без друзей. А постоянно говорить только на религиозные темы не получалось ни у меня, ни у других».

Духовное воспитание предполагает ответственность за свои поступки и слова. Однако когда человек в погоне за совершенством становится слишком тревожным, это может стать скорее препятствием для реализации его (в том числе духовного) потенциала и успешного взаимодействия с окружающими. Это становится дорогой к неврозу, а не к духовному росту.

В то же время невозможно избежать греха, особенно если за грех принимать свои мысли, случайные слова или даже поступки, продиктованные человечностью (к примеру, поддержка оступившегося, эмпатия к другому «грешнику» и т. д.). И получается, что эти фазы: греха, чувства вины и покаяния (зачастую не через исправление последствий своего проступка, а через самобичевание) становятся мыслительной и поведенческой «жвачкой» верующего.

Выходом является не отказ от ответственности и духовно-нравственного развития, а: признание, что совершенство недостижимо ни для кого, понимание, что Творце не требует от нас быть идеальными и осознание Его милости и снисхождения к нам.

Рассказывают один хадис, в котором говорится, что Ханзаля аль Усайидия вместе с Абу бакром однажды пришли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказали ему, что стали лицемерами. Пророк удивился этому и спросил, почему они так решили. На что они сказали: «Посланник Аллаха, когда мы сидим рядом с тобою и ты нам напоминаешь об Огне и Саде и вот, мы уже как будто видим все воочию. Но как только мы выходим от тебя, начинаем заниматься женами, детьми, своим имуществом... И многое забываем».

На что Пророк им сказал: «Клянусь Тем, в руке которого моя душа! Если бы вы постоянно были такими же, как и у меня на собраниях, то с вами здоровались бы ангелы в постелях ваших, на путях ваших... Но все же, Ханзаля, есть час поминания, и есть час расслабления». И говорят, что он повторил это три раз. (Муслим)

В человеке сосуществуют различные намерения и импульсы – то, что может побуждать его к добру, и то, что может призывать его к соблазнам. Но это не значит, что сам по себе он является порочным и не может быть любимым Всевышним.

Возможно у него есть черты, такие как терпение, доброта, склонность к благодеяниям, милосердие к другим или честность и справедливость, которые являются любимыми Всевышним. Возможно, его искреннее стремление к правде уже является поводом для высшей благосклонности. Не нам об этом судить.

Но есть то, что можно сказать точно – представлять Всевышнего как непреклонного преследователя, готового за малейший проступок отправить на вечные муки – значит обесценивать Его беспредельные милосердие, щедрость и доброту, о которой не раз упомянуто в Его книгах. А мучить себя беготней по кругу греха, вины и бичевания – значит еще и причинять бессмысленные страдания и себе.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle