• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Может ли верующий быть счастливым?

Время чтения: 4 мин
9421

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Этот вопрос, скорее всего, покажется странным, и может быть в ответ прозвучит возмущенное «Конечно, да!» Но практика и наблюдения, и даже собственный опыт не могут «похвастаться» такой убежденностью. Возможно, потому что в исламе так часто порицается мирская жизнь, что кажется, будто истинный верующий может быть счастливым только на том свете. И тогда формируется убеждение, что быть счастливым в этой жизни равносильно тому чтобы жить в грехе. Но так ли это на самом деле? Разве Всевышний создал нас, чтобы мы страдали? Кто может поверить в то, что Всевышний желает нам зла в этом мире?

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Земная жизнь проклята и проклято все, что в ней, кроме того, что для Аллаха». Зайд ибн Акрам сказал: «Мы были с Абу Бакром ас-Сиддыком, и он предложил нам попить. Нам принесли воду и мед. И когда он поднес это к губам, то заплакал и заставил плакать своих спутников. Они успокоились, и он успокоился. Потом Абу Бакр хотел было снова попить, но снова заплакал. Потом он вытер глаза, и спутники спросили: «О наместник Аллаха! Что заставило тебя плакать?» Он ответил: «(Однажды) мы были с Посланником Аллаха, и я увидел, что он отталкивает от от себя что-то, хотя рядом с ним ничего не было. И я спросил его: «О Посланник Аллаха, что ты отталкиваешь от себя?» Он ответил, что земная жизнь предстала перед ним, и он сказал ей: «Даже если ты увернешься от меня, то не увернутся от меня те, кто придет после тебя».

Стремление к земной жизни порицаемо. В Коране сказано: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире и бесполезны их деяния» (сура «Худ», аяты 15-16). 

В толковании к этому аяту сказано: «Все желания и помыслы человека связаны исключительно с мирской жизнью и земными прелестями, если он думает только о женщинах, сыновьях, тяжелых слитках золота и серебра, породистых лошадях, домашней скотине и посевах, если он всеми силами стремится к обретению этих благ, постигает только необходимые для этого знания и совершенно не стремится к Последней жизни, то такой человек является сущим неверующим, ведь если человек является правоверным, то поселившаяся в его душе вера не позволила бы ему стремиться только к обретению мирских благ. Более того, правая вера и праведные деяния уже свидетельствовали бы о его стремлении к Последней жизни.

Однако несчастные неверующие ведут себя так, словно они сотворены только для мирской жизни, и поэтому Аллах сполна воздаст им за их поступки при жизни на земле. Они получат земные блага, которые были изначально предопределены для них в Хранимой скрижали. Они ничуть не будут обделены, но это будет концом их радостей и удовольствий, потому что в Последней жизни они станут вечными обитателями Преисподней, где наказание их не прекратится даже на короткое мгновение. А наряду с этим они будут лишены щедрого вознаграждения. Деяния, которые они совершали в мирской жизни в надежде одолеть истину и ее приверженцев, а также совершенные ими добрые деяния окажутся бесполезными и исчезнут. А произойдет это, потому что их добрые деяния не имели под собой твердой основы и были лишены обязательного условия — правой веры».

Знатоки Корана утверждают, что в Священной книге слово «счастливые» упомянуто только раз – и это упоминание в аяте суры «Худ»: «Счастливые же пребудут в Раю, (данном им) как неиссякаемый дар. Они пребудут там вечно, доколе существуют небеса и земля, если только Господь твой не пожелает (вознаградить их лучшим образом). (Это) милость, которой не будет конца». (сура «Худ», аят 108).

Но оказаться счастливым, пребывающим в Раю, можно уже в этой жизни. Один из праведников сказал: «В этой жизни сначала нужно попасть в Рай, чтобы можно было ему радоваться в иной жизни. Мой Рай находится в моей груди: куда бы я не пошел, он всегда со мной». Так что же делает человека счастливым в этой жизни? Признание, имущество, деньги, слава, талант? Если бы человека делало счастливым признание других, то все знаменитости были бы счастливы, но они часто страдают от депрессий и расстройств. Если бы человека делали счастливым его имущество и деньги, то богатые люди не страдали бы от скуки и собственной алчности. Можно перечислять множество мирских «сладостей», к которым мы стремимся в надежде обрести счастье. Но это – лишь искаженное отражение того, что на самом деле является счастьем.

В Исламе порицается мирская жизнь. Но не потому что Всевышний не хочет для нас блага, а именно потому что Всевышний желает нам блага. Мирская жизнь на самом деле отвлекает человека от настоящих благ. Стремление к довольству Аллаха она заменяет стремлением к людскому признанию. Необходимость совершать благие дела «трансформируется» в накопление имущества.

Духовная потребность «заедается» мирскими развлечениями и удовольствиями. Всевышний порицает земную жизнь не потому что желает наших страданий, а потому что земная жизнь только отдаляет наши помыслы от настоящего счастья, отвлекает нас. И как доказательство милости Всевышнего к нам, как доказательство того, что Он желает нам блага – это посланная нам религия. Она послана нам как милость для того, чтобы в джунглях мирского мы смогли сориентироваться и, не питаясь всеми плодами подряд, кормить себя только лучшим. Ислам – это тропинка, ведущая к Раю уже в этой жизни. И это свидетельство того что верующий может и должен быть счастливым, то есть «пребывать в Раю» уже в этой жизни.

А Рай этой жизни – каков он?

Это высокая нравственность, это благородство души, непорочные мысли, чистое от злобы, ненависти и обид сердце, это благие намерения и искренние поступки. Все то, что делает человека Человеком.

Ася Гагиева

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle