Между надеждой на Аллаха и обольщением
Всевышний Аллах сказал о надежде на Его милость в аятах Корана:
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 57)
«Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 5)
«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 218)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не умирает, кроме как имея надежду на прощение Аллаха». (Абу Дауд)
В хадисе от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришёл к юноше, находящемуся при смерти, и спросил у него: «Каково твоё состояние?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, о Пророк, я надеюсь на Всевышнего и очень боюсь своих грехов». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, если собираются в сердце раба Божьего, находящегося в подобном положении (т. е. при смерти), надежда и страх, Господь даст ему то, на что он надеется, и защитит от того, чего он боится». (ат-Тирмизи, ибн Маджа)
Таким образом, надежда на Всевышнего является одобряемой и помогает человеку достичь желаемого. Но она будет не так сильна без ее обратной стороны – поклонения. Рассказывают, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, проходил мимо группы людей, которые прибыли из Йемена, и спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мы – уповающие». На что он возразил: «О нет, вы просто люди, которые ничего не делают. Рассказать вам об уповающих? Это человек, который бросает в землю семена свои, а потом уповает на Господа своего!»
Подобно этому, человек, который надеется на встречу со Всевышним Аллахом, должен засеивать семена поклонения, богобоязненности, труда, надеясь на вознаграждение Всевышнего. Надежда не укрепляется на почве бездеятельности и духовно-религиозной бедности, она приживается там, где ее подкрепляют верой и праведными деяниями, страхом перед Всевышним и поиском Его довольства.
Разница между надеждой и обольщением состоит в том, прилагает ли человек усилия для подкрепления надежды. Если он старается, действует, то его вера в милость Аллаха и ожидание добра от Него можно назвать надеждой, в противном случае это обольщение, основанное на риске и… отсутствии стыда. Как сказано в одном из хадисов Кудси: «Как мало стыда у того, кто надеется на Рай Мой без поклонения, как же Я проявлю щедрость в моей милости тому, кто проявил жадность в поклонении Мне».
В аятах Корана также есть предупреждения об этом:
- «...И пусть жизнь мирская не обольщает вас, и пусть соблазнитель (сатана) не введёт вас в заблуждение относительно Аллаха, заставляя думать вас о Его милости и о том, что вам ещё долго жить» (сура «Лукман», аят 33)
- «...Вы сами себя погубили, вы выжидали, пока беды настигнут правоверных, а также сомневались в истинности религии Ислам, и в итоге остались обманутыми своими желаниями, пока не явилась, наконец, воля Божья (смерть)» (сура «аль-Хадид», аят 14)
- «Неужели те, кто совершал грехи и не верил, полагают, что приравняем Мы их к тем, которые уверовали и творили дела праведные, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны суждения их!» (сура «аль-Джасия», аят 21)
Вышесказанное можно заключить словами одного из имамов, который сказал об уповании и надежде следующее: «Упование претворяется в жизнь через пользование причинами, которыми Всевышний повелел пользоваться. Если человек не пользуется этими причинами, то его упование недействительно». Так и надежда – если она не подкрепляется делами, то она может быть опасна для верующего и в таком случае она не будет угодной Всевышнему.
Ася Гагиева