Конфликт и домашнее насилие
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Незнание в различиях между двумя явлениями (конфликтом и насилием) в умах многих верующих братьев и сестер рождают убеждение в дозволенности домашнего насилия. По этой причине на запросы угнетенных женщин о помощи в противостоянии унижениям и оскорблениям со стороны мужа или родственника обычно отвечают: «Так кто ж живет без проблем или ссор? Это нормально».
Неправильное растолковывание хадисов и аятов дает мужчинам «право» на применение насилия в отношении женщин. Однако достоверные хадисы, дошедшие до нас, говорят об обратном: в семье Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует не было ни насилия, ни унижения, но были споры и ссоры.
Рассматривая этот вопрос, во-первых, нужно определить «что такое домашнее насилие»? По определению Писклакова М. П. и Синельникова А. С., домашнее насилие – «это систематически повторяющиеся акты физического, психологического, сексуального, экономического воздействия на близких людей, которые совершаются против их воли с целью обретения власти и контроля над ними».
Во-вторых, нужно определить различие между насилием (которое является недозволенным) и ссорой или конфликтом (что является нормальным для человеческих, тем более семейных отношений, явлением).
Конфликт или ссора подразумевают равную позицию супругов или партнеров, которые не сошлись во мнениях, интересах или планах. Насилие же подразумевает, что один человек стремится контролировать другого, используя физическую силу, экономические возможности, социальный статус и т.д.
Насилие имеет несколько видов:
- физическое (толчки, хватание, бросание, нанесение ударов ладонью или кулаком или другими предметами, удерживание, удушение, пинки, ожоги и т.п.);
- сексуальное насилие (принуждение к близости посредством силы, угроз, шантажа или неприемлемой форме);
- психологическое насилие (оскорбления, шантаж, угрозы, запугивание, преследование, контроль над деятельностью жертвы, контроль над кругом общения жертвы, контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получение социальной, медицинской помощи, общение с друзьями, получение образования, работа и т.д., принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий, контроль над распорядком ее дня и т.п.);
- экономическое насилие (отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата обидчиком семейных денег только на собственные нужды, самостоятельное принятие большинства финансовых решений, строжайший контроль над расходами членов семьи и т.п.
- использование детей для установления контроля над жертвой (борьба за родительские права с использованием манипуляций над детьми, принуждение детей к присоединению к психологическому или физическому насилию над взрослой жертвой и т.п.)
Что на самом деле говорит Ислам о домашнем насилии?
В Коране Всевышний Аллах сказал: «А тех жен, непокорности которых вы боитесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не обижайте их». Толкуя этот аят, Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал, что имеется ввиду легкое побивание, не унижающее достоинство женщины, а предупреждающее о недозволенности ее поведения. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придерживайтесь богобоязненности по отношению к женщинам. Поистине, Аллах доверил их вам, разрешил иметь с ними близость. Они не должны позволять садиться на ваши ложи тем, кто вам не нравится. Если они сделают это, то бейте их, но не жестоко. Вы обязаны хорошо кормить и одевать их».
Легкое побивание дозволено только если использованы первые два метода воспитания: увещевание и отстранение от ложа. Умма Кульсум бинт Аби Бакр, да будет доволен ею Аллах, сказал: «Мужчинам было запрещено бить женщин, они пожаловались Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на своих женщин и он разрешил бить их. В эту ночь к женам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришло семьдесят побитых женщин. И их мужьям было сказано: «Не лучшие из вас бьют своих жен».
Согласно статистике, число женщин, испытавших домашнее насилие, с каждым годом растет. Мужчины, являющиеся виновниками насилия (среди которых порой и наши братья по вере), в качестве оправдания приводят доводы религиозного характера. Однако насилия в Исламе нет так же, как нет в нем и принуждения. Каждый человек, независимо от пола, имеет право на уважение, безусловное признание его достоинства и прав.
Да и стал бы разве Справедливый и Милостивый Аллах в чем-то ущемлять Свои создания, делая унижения и боль для них нормой?!
Те мусульмане, которые считают насилие нормальным для семейных отношений, забывают про эти атрибуты Всевышнего. Ислам для того и был послан, чтобы научить нас высокой нравственности и хорошему нраву. А люди такого характера всегда смогут найти ненасильственный подход друг к другу и удовлетворяющий обоих способ решения проблемы.
Ася Гагиева
Будем признательны за ваш репост в социальных сетях!