Когда верующему быть терпеливым вредно?
Терпение является одним из самых похвальных качеств человека. В Исламе оно занимает особое место, являясь признаком благонравного и нравственного человека.
О терпении, которое мы возводим к арабскому «сабр», много раз упомянуто и в Коране и в хадисах. К примеру:
«И Аллах любит терпеливых» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 146).
«Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (сура «Добыча», аят 46).
«И Аллах — с терпеливыми» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 249).
«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (сура «ан-Нахль», «Пчёлы», аят 96).
«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим).
Но что мы в большинстве понимаем под терпением? Часто для нас сабр – это сдержанность, удержание себя в рамках, подавление своих желаний, чувств и мыслей, даже какая-то «блокада» своих ресурсов и возможностей.
Однобокое понимание сабра приводит к тому, что человек, идеализируя сдержанность, не замечает и не пользуется возможностями изменить ситуацию. Например, он терпит голод вместо того, чтобы заработать на хлеб. Или остается в разрушительных для него отношениях, потому что «надо терпеть». Иногда он даже терпит несправедливость и притеснение вместо того, чтобы воспротивиться и прекратить угнетение.
Другими словами, возвеличивание сабра как сдержанности, как ответа на любые вызовы жизни, может сделать из нас амеб, которые не привносят позитивных перемен в жизнь, а только подвергаются воздействию других людей и обстоятельств. Стоит ли уточнять, что это формирует позицию жертвы – человека беспомощного, угнетаемого, гонимого и непризнанного, что со временем становится образом и привычкой.
В «Энциклопедии Ислама» сабр переводится как «выносливость», «сдержанность», так и как «настойчивость», «решительность». Изначально для арабов это было «двустороннее» понятие, где с одной стороны – терпеливость, сдержанность, кротость и смирение, а с другой – смелость, дерзость, решительность, настойчивость.
И в зависимости от ситуации необходимо проявлять то одну, то вторую сторону – там, где ты можешь что-то изменить, нужно проявить ум, храбрость, решительность, действовать. А там, где обстоятельства сильнее, нужно проявить выдержку, мудрость, терпение и довольство предначертанным. Только тогда мы в полной мере восполняем и реализуем то, что называется «сабром».
Такой двусторонний подход позволяет нам не бесмыссленно терпеть и мириться с трудностями, а преодолевать их. Это помогает нам именно решать проблемы, справляться, а не пассивно ждать спасения со стороны.
У психологов есть такая «молитва»: «Господи, даруй нам терпение принять то, что мы не можем изменить. Даруй нам сил изменить то, что мы можем изменить. И даруй нам мудрость, чтобы отличить первое от второго».
В глубине этого стремления – быть гибким и адекватным ситуации - лежит также и понимание, что не только судьба и обстоятельства влияют на нас, но и мы – влияем на качество и содержание своей жизни. Так оно и есть, ведь не случайно сказано в Коране, что Всевышний не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя.
Поэтому нам стремление к терпению было бы целесообразней заменить на стремление к эффективности. А эффективность преполагает, что иногда ты сдерживаешь себя и покоряешься обстоятельствам, а иногда проявляешь решительность, храбрость и подчиняешь обстоятельства себе.
Ася Гагиева