Какие ошибки мы совершаем, пытаясь рассказать окружающим об Исламе?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Знание – неоценимое благо, дарованное избранным рабам Всевышнего. В хадисе от Ибн Абда аль-Бари, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность и стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, - это джихад, обучение им незнающего – милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным (халял) и запртеным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей».
Знания – это ценность, достоинство. Однако с распространением религиозных знаний распространилась и одна ошибка, совершаемая некоторыми верующими при желании наставить других, поделиться хадисом или аятом. Что это за ошибка?
Дело касается тех случаев, когда передатчик (назовем так того, кто делится своим знанием с другим) игнорирует нежелание другого слушать или его неготовность к восприятию смысла и важности передачи. Например, когда человек занят каким-то делом или размышлениями о чем-то, что не относится к тому, что передатчик хочет ему сообщить.
Другой пример – рассылки с хадисами и аятами, которые своей многочисленностью скорее вызывают негодование, чем благоговейное отношение.
Подобным случаем недавно поделились несколько сестер, сказавших, что получают в рассылке многочисленные сообщения с аятами, хадисами, напоминаниями, которые они даже не успевают читать и которые им присылают «некстати», что невольно вызывает гнев на «напоминателя», чем уважение к тому, чем он делится.
Получается, что своим настырным желанием делать даъват, напоминание, или когда мы «фонтанируем» хадисами или аятами с целью наставить другого, мы можем вызывать не всегда положительную обратную связь. Конечно, можно и излить праведный гнев на тех, кто устает от этих напоминаний, сказав, что если бы они были истинными верующими, то они с радостью встречали бы каждое сообщение. Однако… Не будем забывать о слабости человека. Да и идеальны ли мы сами?... И вспомним метод наставления Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Читая хадисы в русском переводе, я заметила некоторые особенности его наставления, которыми я хочу поделиться с читателем и которые могут быть полезны братьям и сестрам, желающим распространять знание и при этом быть услышанными.
1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открывал людям знание не только в проповедях и повседневных наставлениях, но часто - в диалогах.
Диалог формируется таким образом, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сначала задает вопросы «Знаете ли вы?», «Сообщить ли вам?» и другие подобные им, которые разогревают у слушателей интерес к тому, что хочет сообщить Посланник Аллаха, а не усталость и скуку. Например:
• Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим? Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесет с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что он обругал этого, оклеветал этого, присвоил имущество того, пролил кровь этого и ударил того, и тогда что-то из его благих дел будет отдано этому и что-то – этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в Огонь» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)
• В хадисе от Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)» (Тирмизи)
• Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сказать ли вам о самом лучшем и чистом из ваших деяний перед вашим Господом, которое является самым ценным, превосходящим ваши садака золотом и серебром и сражение с вашим врагом?» Сподвижник сказали: «Да, о Посланник Аллаха!» Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это поминание Аллаха».
Хотя сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и да будет доволен ими Всевышний, были лучшими людьми нашей уммы, он однако даже в общении с ними был тонким и чувствительным к слушателям оратором, заботившемся о том, чтобы его слова и наставления вызывали у них интерес и желание следовать им…
Продолжение следует...
Ася Гагиева