• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как определить вашу степень духовного роста?

Время чтения: 4 мин
10554

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Есть особые рабы Всевышнего, стремящиеся к очищению своей души, к приближению к Создателю, воюющие со своим нафсом и тем самым совершающие самый сложный джихад. Но как можно определить, что ты достиг успеха или результатов на этом пути? По каким критериям оценивать уровень духовности, нравственности, праведности? Зачастую из-за выбора «неправильного» оценочного критерия те, кто усердствует, сбивается с верного пути.

Если оценивать уровень роста души человека по знаниям, то ведь не всякое знание будет благом для него здесь и в вечной жизни. Вспомним хадис о том, что среди первых трех человек, которые будут отправлены в Ад, будет ученый, обладавший глубокими знаниями. Да и не всякий ученый использует свое знание во благо, так что он может из-за него только отдалиться от Аллаха, а не приблизиться к нему. Иблис тоже был самым знающим среди ангелов…

Если оценивать степень человека по его поклонению, то ведь не всякое поклонение совершается искренне. Порой оно может совершаться напоказ, или оно может «обнуляться» плохими поступками и ошибочными вероубеждениями этого человека. Вспомним, например, историю Бирсиса, поклонявшегося в течение 40 лет и закончившего свою жизнь в поклоне перед шайтаном.

Если даже попытаться оценить уровень человека по его имуществу, то такой критерий не имеет шансов на надежность. У Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порой месяцами не было в доме еды, хотя он занимает самое высокое положение перед Всевышним.

Но что тогда можно взять за критерий? По каким признакам человек может понять, что он становится выше на пути духовного совершенствования? У автора имеется предположение, но пока только предположение, что этим критерием могут быть его отношения с окружающими. И даже не только те отношения, которые он сам выстраивает сознательно (в семье, на работе, в обществе), но и то отношение или чувства, которые он может бессознательно вызывать в других, малознакомых людях. Наверно, хорошего человека можно почувствовать сразу. А как иначе объяснить, что некоторые люди с первого взгляда внушают нам симпатию и доверие?.. Когда улучшается нрав человека, связанный с его внутренним ростом, то улучшаются и его отношения с окружающими. Он сам становится добрей, внимательней, отзывчивей. Он внушает людям, особенно хорошим, уважение к себе, расположенность, любовь. И его окружение становится другим, лучшим, потому что подобные тянутся к подобным.

К тому же имеются некоторые хадисы, подтверждающие, что степень человека перед Всевышним имеет прямую взаимосвязь с отношением людей к этому человеку. Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды мимо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошла похоронная процессия, и люди хорошо отозвались о покойнике. Тогда он  сказал: «Обязательно! Обязательно! Обязательно!» Затем мимо него прошла  другая похоронная процессия, и люди стали плохо отзываться о покойнике. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обязательно! Обязательно! Обязательно!» Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пусть мой отец и моя мать будут выкупом за тебя! Люди пронесли носилки и стали хвалить покойника, и тогда ты сказал: «Обязательно! Обязательно! Обязательно!» Затем люди пронесли носилки и стали плохо отзываться о покойнике, и ты снова сказал: «Обязательно! Обязательно! Обязательно!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кого вы стали хвалить, обязательно попадет в Рай. А тот, о ком вы отозвались плохо, обязательно попадет в Ад. Вы являетесь свидетелями Аллаха на земле!» (Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.)

Также в одном из хадисов, приведенных у Муслима, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, если Аллах Всевышний испытывает любовь к (какому-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: «Поистине, Я люблю такого-то, полюби же его и ты!», - и тогда Джибриль (начинает) любить его, а потом он обращается к (обитателям) небес со словами: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!», - и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему (начинают) оказывать хороший прием и на земле. Если же (Аллах начинает) ненавидеть (какого-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: «Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!», - и тогда Джибриль начинает ненавидеть его, а потом он обращается к обитателям небес (со словами): «Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте же его и вы!», - и обитатели небес (начинают) испытывать к нему ненависть, а потом его начинают (ненавидеть) и на земле».

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тому, кто очистил свое намерение, Аллах наладит его отношения с людьми».

олучается, что ни многочисленные знания, ни многочасовые поклонения, ни мирские успехи не могут быть нам полезны и не могут быть свидетелями нашего успеха на духовном пути, если они не основаны на чистом намерении и непорочном сердце. А сердце – это то, что не могут увидеть люди, но Всевышний смотрит именно в Него и приводит наши отношения с Его творениями в соответствующее ему состояние.  Наши души отражаются в чужих глазах, смотрящих на нас.

Ася Гагиева

Понравился материал? Сделайте, пожалуйста, репост!

Социальные комментарии Cackle