• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как не впасть в зависимость?

Время чтения: 4 мин
10580

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Количество видов зависимостей с каждым годом увеличивается. К ряду алкоголя и наркотиков «присоединились» интернет зависимость, трудоголизм, зависимость от пластических операций,  любовная зависимость, зависимость от интернета, еды, от физических упражнений, шопоголизм, зависимость от загара, сексуальная зависимость, зависимость от лекарств.

С развитием технологий и ускоренным «прогрессированием» человечества прогрессируют и болезни. В изобилии возможностей спектр видов зависимостей расширяется, и чтобы оказаться в тисках неприятной привычки уже не обязательно быть наркоманом или алкоголиком.

Так как не стать жертвой зависимости? Как уберечь свою душу от кандалов навязчивости и бесконтрольности? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала выяснить истинную причину того, почему люди выбирают вместо здоровья и полноценной жизни необходимость постоянного «выживания».

Причина не в «плохой наследственности» или каких-либо других недоступных человеческому воздействию явлениях. Причина – в боли. Не совсем важно, какой именно. Потому что в мозге и за физическую, и за эмоциональную боль «отвечает» один и тот же участок мозга. Эта боль побуждает искать успокоения и утешения в искусственных средствах, таких как химические препараты, поход по магазинам или очередной интернет-серфинг. Все это и многое другое, что мы делаем не из потребности, а по привычке и из жажды отвлечься является ничем иным как попыткой заглушить страдания.

Канадский врач-психотерапевт, доктор медицины Габор Матэ говорит: «Когда я работаю с зависимостями, я не спрашиваю человека о его зависимости, я спрашиваю его о его боли. И часто на глубине пагубной привычки обнаруживается испытанное им эмоциональное отвержение или травма. В случаях тяжелых зависимостей, которые я наблюдал в восточной части города, почти каждый человек был травмирован. Там не было ни одной женщины, которая бы ни разу не подвергалась насилию в его разных формах. Зависимость была для них попыткой сбежать от дистресса. Как сказал однажды Keith Richards, участник группы “Rolling Stones”: «Мы проходим через все эти деформации и искажения только ради того, чтобы хоть на какое-то время перестать быть самим собой».

Неудачи и потери, эмоциональные переживания и неопределенность нам порой кажутся настолько невыносимыми, что мы готовы в головой окунуться в какой-нибудь другой омут, чтобы забыться, сбежать от самого себя, от собственной боли. Но это не помогает нам выйти из ямы, в которой мы оказались. Это только усугубляет наше положение, «закапывая» нас еще глубже. Как сказал один мудрый человек «верный способ оказаться в аду – попытка сбежать от него».

Но что тогда следует сделать человеку, оказавшись в сетях страданий? Ответ прост - прожить их и пережить. Каким бы тяжким ни было то, что постигло человека, оно никогда не будет превосходить его силу. Как сказано в Коране: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». (сура «аль Бакара», «Корова», аят 286).

Стараясь убежать от своих страданий, мы только усиливаем их. Страдание нужно испивать до конца. Потому что только прожив его, пропустив через себя, человек может справиться с ним. Один мудрый человек сказал: «Люди, знающие, что такое страдание, во всем доходят до самой сути: они испивают эту чашу до дна, когда другие лишь снимают с поверхности пенку. Человек не может дотронуться до звезд, если он не погружался в пучину отчаянья и не нашел пути назад».

Что позволит человеку встретиться с болью лицом к лицу и не сбежать от нее в дебри зависимостей? Терпение и молитва. Как говорится в суре «аль Бакара» («Корова»):

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу».

Согласно кораническим аятам и достоверным хадисам, терпение – это важная часть успеха:

«Клянусь временем. Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение» (сура «аль Аср»).

«Ни одному человеку не даровано ни его лучше и обширнее, чем терпение». (Муслим, Бухари).

Терпение (сабр) в арабском языке значит «удержание». Как религиозный термин, терпение  –  это удержание души от беспокойства и торопливости, удержание языка от жалоб, недовольства и гнева, и удержание тела от недостойного поведения. В том числе и того, чтобы свернуть в сторону психоэмоционального рабства – зависимости.

Что же касается молитвы – это возможность открыто «поделиться» своими трудностями и переживаниями со своим Творцом, Всеслышащим и Милосердным. Может быть, ответ будет получен не сразу. Но будьте уверены – Аллах слышит каждую мольбу и ни одно дуа не останется без ответа. Нужно быть терпеливым и внимательным. «Воистину, помощь Аллаха близка» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 214)

Как сказала однажды психолог Элизабет Кюблер-Росс, «Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри». В дни отчаяния, безысходности и трудностей терпение и намаз должны служить нам факелом, который освещает наш путь и не позволяет сбиться с пути. Как определил терпение Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Сабр – это сияющий свет» (Муслим).

Поэтому когда остальное «освещение» отключается, «внутренний свет» включается благодаря стойкости и молитвам. И это лучшие спутники, с которыми мы можем идти до новых перемен, обходя отчаяние, зависимости и необдуманные поступки.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle