Как не стать рабом своего обидчика?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Обижаться на кого-то значит пить яд,
Надеясь, что умрет от него кто-то другой…
Трудно переоценить «вредность обид» для души и тела человека. Обиды нередко становятся причинами телесных заболеваний, комплексов, деструктивного поведения и эмоциональной неуравновешенности. Человек носит этот груз в своем раненом сердце, надеясь, что он когда-нибудь станет источником исцеления, однако он только углубляет раны и заставляет их кровоточить еще больше.
Есть в человеке какая-то гордость, которая не позволяет ему отпустить их на волю и освободиться самому. Таких людей сразу можно «вычислить». Обычно одним из главных их признаков является то, что они сами любят обижать других. Обижая других, они будто хотят разделить с ним груз собственной боли, снимая с собственной души малую его часть. Но они не освобождаются, а только увеличивают свое бремя чувством вины и бессознательным ожиданием воздаяния.
Рассказывают, что однажды ученик спросил сказал своему учителю: «Ты такой мудрый. И ты всегда в хорошем настроении, ты редко злишься. Научи меня быть таким же». Вместо ответа учитель попросил его принести картофель и пакет. Когда ученик исполнил это, учитель сказал: «Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, возьми картофель, напиши на нем имя этого человека и положи картофель в пакет. А потом носи этот пакет с собой».
Шло время. Ученик послушно писал имена обидчиков на картофелинах и клал их в пакет. Но если в начале ему было это легко, то со временем ему стало неудобно носит с собой этот груз, к тому же первые картофелины начали источать неприятный запах. Они покрылись скользким зеленым налетом, проросли и от них шел резкий неприятный запах.
Ученик рассердился и вернулся к учителю: «Это луже невозможно больше носить с собой. Пакет тяжелый, а картофель начал портиться, посоветуй мне что-нибудь другое».
Учитель сказал: «Я тебе только показал, что может происходить в душе человека, который копит в душе обиды также, как копил картофелины в пакете ты. В следующий раз, когда решишь обидеться на кого-либо, подумай, нужен ли тебе этот груз».
Кто такой Абу Дамдам?
Человек не может не испытывать гнев – такова его природа. Но он может контролировать проявления своих чувств, и освобождаться от обид по собственному желанию. Как можно достигнуть этого? Лучший рецепт освобождения от обид – это прощение, а дорога к прощению лежит через молитву за обидчика. В Сунан Абу Дауда приводится следующий хадис: «Однажды пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к сахабам с неожиданным вопросом: «Знаете ил вы кто такой Абу Дамдам?».
Сахабы ответили: «Нет, о посланник Аллаха, мы не слышали о таком человеке. О пророк, кто же такой Абу Дамдам, о котором ты спрашиваешь?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы настолько слабы, что не можете быть как Абу Дамдам?».
Сахабы замерли, и все внимание направили на пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О пророк Аллаха, кто же такой Абу Дамдам? В чем его особенность?» Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Абу Дамдам – это муъмин предшествующих племен. Каждое утро он вставал с молитвой на устах. Он часто так обращался ко Всевышнему: «О мой Господь, мой Воспитатель! Ниспошли прощение тому, кто держит на меня зло, кто сплетничает обо мне, кто стремится посягнуть на мою честь!» (Абу Дауд, «Адаб», 36)
Как ни парадоксально это звучит, но обиды – это одна из форм привязанности к человеку. Тот, кто таит обиду, всегда находится в зависимости от своего обидчика: он ждет расплаты, он следит за его жизнью, он надеется на раскаяние, на просьбу о прощении или строит планы мести или ждет возмездия. Но в любом случае он тратит значительную часть своего времени и душевных сил на своего обидчика. Вместо того чтобы тратить их на свою жизнь, развитие, благополучие. Он несвободен, он по-прежнему раб своего обидчика.
И ключом к этим цепям становится прощение, молитва за своего обидчика. Потому что когда человек молится за другого, ему приходится изменить свое отношение к нему от негативного к позитивного. А имея позитивное мнение об обидчике, он больше не может на него сердиться, сила его обиды иссякает и он… освобождается. Потому что как писали психологи Берри и Дженей Уайнхольд: «Никто и никогда не может стать обособленным, считая другого плохим или неправым». Произнести мольбу за того, кого ты принимаешь за врага – порой подобно тому чтобы повернуть свое сердце с одной стороны на другую. Ну а кто сказал, что путь к счастью и душевной свободе должен быть легким?...
Ася Гагиева